Три основных инстинкта. Иерархическая теория инстинкта тинбергена Чувство хронической неудовлетворенности

Три основных инстинкта. Иерархическая теория инстинкта тинбергена Чувство хронической неудовлетворенности

Все, что делает женщина, делает, движимая страстью.

Овидий

Разберём основные группы человеческих инстинктов стадного животного уровня.

1. Инстинкт самосохранения.

Служит для сохранения особи в случае опасности. Управляет человеком с помощью эмоции страх. Под действием страха человек уходит от опасности. Инстинкт самосохранения может быть подавлен инстинктом защиты потомства, а у самца – ещё и инстинктами защиты самки или группы. В этом случае особь подвергает опасности себя, чтобы сохранить репродуктивное ядро группы. Инстинкт самосохранения подавлен у низкоранговых особей, чтобы им легче было жертвовать собой для спасения репродуктивного ядра. У особей, образующих репродуктивное ядро, инстинкт самосохранения напротив, обострён.

2.Пищевой инстинкт.

Это достаточно обширная группа инстинктивных программ, обслуживающих функцию добычи пропитания и иных ресурсов. Здесь и инстинкт охотника, который мы ощущаем как азарт, и инстинкт разведки, который мы ощущаем как любопытство. Кража и грабёж также являются инстинктивными действиями, характерными для большинства видов животных. В животном мире отъём добычи у другой особи – это тоже добыча. Грабёж и кража были нормой и в человеческом стаде также. Назовём это для краткости инстинктом «укради», мы о нём ещё неоднократно упомянем.

3. Блок полового и иерархического инстинкта.

В инстинктивной прошивке человеческой самки сформировались три режима взаимодействия с разными самцами. С вожаком – бесплатный эксклюзивный неограниченный секс для продолжения его элитной генетической линии. К нему же самки обращаются за защитой от неоплаченных подкормкой сексуальных посягательств других самцов. Со среднеранговыми самцами – дозированный секс за кормежку. Чем более добычлив самец, тем больше вероятность, что его ценная генетическая линия будет продолжена. С низкоранговыми слабыми самцами – отсутствие секса даже за кормежку для исключения продолжения их генетической линии. Хитрые самки добычу у них выманивали, но к телу не подпускали, динамили, поднимая визг и призывая сильных самцов защитить их.

В инстинктивной прошивке самца сформировались 3 основных программы, включающихся в зависимости от его положения в иерархии. Инстинкт вожака – набор инстинктивных программ, позволяющих вожаку управлять стадом, контролировать ситуацию. Здесь и повышенная конфликтная устойчивость, и высочайшая уверенность в себе, и властные интонации, и способность манипулировать отдельными особями и группами. В инстинкт вожака включается также и ответственность. Вожак бдительно следит за обстановкой, поднимает тревогу в случае опасности и защищает свое стадо, возглавляя отряд самцов. Вожак чувствует стадо как продолжение своего организма. Воспринимает его как часть себя. Вожаку присущ также инстинкт территории, из которого позже развился человеческий инстинкт собственности. С самками вожак имеет неограниченное число спариваний и убежден, что иначе и быть не может. Других самцов он по возможности от самок отгоняет.



Инстинкт среднерангового. Среднеранговые самцы менее ответственны, чем вожак, они контролируют низкоранговых, добиваются благосклонности самок подкормкой, так как стоят ниже их в иерархии стада, ценят сексуальные подачки и боятся вожака. Когда вожак слабеет, самый сильный из среднеранговых занимает его место, и у него включается инстинкт вожака.

Инстинкт низкорангового. Низкоранговый имеет очень низкую самооценку, боится среднеранговых, боготворит вожака, а о самках только мечтает. При попытке совокупиться с самкой отгоняется самками и среднеранговыми самцами. Жизнью не дорожит. О себе не заботится. Но угождает другим в надежде на их благосклонность. В отсутствие прессинга занимает позицию среднерангового, в связи с чем у него включается соответствующий набор инстинктов.

Интересно, что самец с включившимся инстинктом вожака, практически не способен снизить свой ранг в иерархии. Это необратимо. Он может быть убит, изгнан, но не понижен. В одиночном состоянии у него работает усеченная версия инстинкта вожака – инстинкт самца одиночки. Режим «вожак без стада». Ранг среднерангового может быть понижен до низкорангового.

Таким образом можно условно считать, что у биологического вида Человек разумный по сути есть 4 пола. Самки и три пола самцов – высокоранговые, среднеранговые и низкоранговые. Какого пола самец, определяется той инстинктивной программой, которая в настоящее время активна в его мозгу. Этой программой определяется и его поведение, включая психофизиологические элементы, и поведение самки в отношении данного самца. Последние три пола обычно называются одним словом - мужчины. Отсюда традиционно происходит очень много путаницы, не позволявшей до сих пор правильно описывать и интерпретировать современные межполовые отношения.



Подчеркнем еще раз. В современном мире низкоранговый или высокоранговый - это не положение в реальной современной общественной иерархии, а набор активных инстинктов. Можно занимать должность генерального директора, но при этом обладать набором инстинктов (самоощущением) низкорангового. Хотя, обычно положение в реальной иерархии и набор инстинктов все же соответствуют друг другу.

4. В животном мире виды животных, имеющие грозное оружие (клыки, яд, и т.п.) имеют инстинктивные программы, исключающие применение этого оружия против особей своей группы или своего биологического вида. Этот инстинкт носит название врожденной морали. Поэтому, например, в стаде слабо вооруженных шимпанзе внутригрупповое убийство встречается чаще, чем в прайде сильно вооруженных львов. Так вот, врожденной морали в человеческой прошивке уровня стада - не было. Наш вид не имел ни клыков, ни ядовитых шипов.

Оружие как фактор эволюции.

Бог создал людей, а Кольт сделал их равными.

Американская поговорка

С развитием материальной культуры, особенно с появлением более эффективного каменного и деревянного оружия в среднем палеолите, ситуация стала меняться.

Во-первых, изменилось положение человека в природе. Из собирателя и легкой добычи для плотоядных животных он стал постепенно превращаться в универсальный многофункциональный организм, в том числе хищника. Вспомним хотя бы известную сказку Киплинга. Завладев «железным клыком» и «красным цветком», мальчик Маугли из гарантированной пищи тигра Шерхана мгновенно превратился чуть ли не в грозу джунглей. То есть беспрецедентно, качественно возрос уровень сытости и безопасности древнего человека. Что привело к превышению рождаемости над естественной смертностью. С улучшением оружия человек уже не балансировал на грани выживания, а получил возможность глобальной экспансии, увеличения численности и расширения ареала обитания.

Во-вторых, любой конфликт за место в стадной иерархии или из-за самки теперь мог стать вооруженным. Следовательно, нередко один из самцов в результате конфликта был убит, а второй – покалечен.

В-третьих, небольшая группа особей, отделившись от стада, теперь имела реальные шансы выжить и разрастись.

Таким образом, де факто, человек стал уже новым существом, но еще со старым набором животных стадных инстинктов. Эволюционного времени на их полную замену просто не было. Но мешались они довольно сильно. И вот тогда эволюция нашего вида пошла в направлении устранения этого противоречия. Устранение это пошло несколькими путями.

1. Стали выживать не столько самые агрессивные и сильные особи (они то как раз в первую очередь и погибали в междоусобных конфликтах), сколько те, которые могли подавить действие инстинкта и заменить его расчетом, разумом. Например, не самый сильный, но расчетливый и сдержанный самец уже мог в случае слишком жестокого обращения с собой для виду продемонстрировать покорность, уклониться от конфликта. Но выждав момент, во сне стукнуть сильного агрессивного обидчика ручным рубилом. Он мог занять его место вожака в иерархии. Или он мог украсть молодую самку, удрать из стада и стать основателем новой группы. В любом случае, его гены теперь были унаследованы потомством. Гены человека, который победил инстинктивную конфликтность расчетом. Так возникла низкая примативность. Способность человека вести себя вопреки инстинктивным программам, планировать, организовывать действия. Ослаблять, заменять инстинктивную мотивацию своего поведения рассудочной мотивацией. И это свойство еще больше усилило обучаемость и абстрактное мышление. А это привело к дальнейшему совершенствованию орудий труда и оружия. Пошла цепная реакция. Человек начал свой все ускоряющийся путь к цивилизации. Царству разума.

2. Закрепление тех элементов поведения особей внутри группы, которые соответствовали новым условиям. Делали группу более жизнеспособной во все возрастающей конкуренции с соседними группами, число которых увеличивалось.

Выделим основные.

Во-первых, так как конфликты между самцами из-за самок стали смертельными, то любая одинокая особь любого пола стала являться источником нестабильности и смертельного риска в группе. Поэтому более жизнеспособными стали те группы, в которых наибольшее число особей было объединено в устойчивые пары. Стадный сексуальный рынок стал крайне невыгоден группе. Отношения между полами стали преимущественно парными. Так зародилась система моногамного брака.

Во-вторых, большей жизнеспособностью стали обладать те группы, в которых особи демонстрировали большую взаимопомощь и слаженность действий. Это помогало и на охоте, и на войне, и в хозяйственной деятельности. Так возникли очень слабые пока врожденные мораль и альтруизм – свойства человека, противоположные эгоизму как вредному для сообщества в целом проявлению иерархического инстинкта и инстинкта самосохранения отдельной особи. С математической точки зрения, если устойчивость пирамидальной иерархии тем больше, чем жестче доминирование вожака, но появился ограничитель жесткости доминирования – оружие, «уравнитель шансов», то чтобы пирамида не потеряла устойчивость и не развалилась, выход один - уйти в область отрицательных значений. Так и произошло на практике. Альтруизм – это ранговые амбиции и эгоизм со знаком минус. Проще говоря, сообщество людей стало держаться не только на страхе, но и на понимании, и на самопожертвовании людей во имя общего блага. Наш первобытный предок становился все меньше животным и все больше человеком. И это начало закрепляться во врожденных поведенческих программах. Повторимся – только начало, очень слабо и медленно.

Таким образом, человеческое стадо постепенно стало превращаться в модернизированную форму человеческого сообщества – племя. И каждое отдельное племя было тем жизнеспособнее, чем сильнее были подавлены инстинкты, характерные для первобытного стада.

Однако эволюционного времени на полное уничтожение инстинктов стадного животного уровня а также обретение сильных полноценных альтернативных инстинктов и врожденной морали у человека как вида не было. Поэтому они хоть и ослабленные, но продолжали работать, переплетаясь и конфликтуя и с новообразованными парными и альтруистичными инстинктами нового уровня, и с рассудком.

Ну и самое главное. Естественный отбор пошел уже не только между отдельными особями, но и между целыми социумами. Началась биологическая эволюционная гонка нового типа: «какой социум лучше нейтрализует животные инстинкты, тот и победитель». Так как в вооруженных иерархических конфликтах принимали участие только самцы, то и врожденная мораль, и альтруизм, и способность подавлять рассудком действие животных инстинктов оказались присущи преимущественно самцам. Для самок по-прежнему осталась характерна инстинктивная животная эгоистическая мотивация поведения, так как их биологическому назначению она практически не противоречила.


Представления К. Лоренца, заложившего основы этологии, развивал голландский ученый Николас Тинберген (1907–1988).

Начиная с 1938 г. он работал в творческом контакте с К. Лоренцем. В конце 40-х годов Тинберген был приглашен в Оксфордский университет, где и провел большую часть своих исследований. Так же как и Лоренц, он подчеркивал важность непосредственного изучения поведения животных в естественной среде обитания. Но если объектом работ Лоренца были в основном домашние и прирученные дикие животные, то Тинберген, будучи опытным биологом-натуралистом, провел множество тонких экспериментов в природных условиях, например в колониях чаек.

Его наблюдения и эксперименты позволяли не только описывать те или иные формы поведения, выявляя их функциональное значение и пути возникновения в процессе эволюции, но исследовать также и их механизмы. Работы Тинбергена и его учеников образовали особое направление, которое известно как английская школа этологии.

Подобно К. Лоренцу Н. Тинберген был талантливым писателем. На русский язык переведены все его научно-популярные книги, благодаря которым изученный им круг проблем сделался доступным не только специалистам, но и более широкому кругу читателей.

Тинбергену принадлежит разработка иерархической модели поведения, которая учитывала физиологические данные в большей степени, чем гидравлическая модель Лоренца. На базе этой модели он выделил некоторые формы поведения, названного им конфликтным, и высказал гипотезу об их механизмах.

Тинберген и его ученики в течение многих лет систематически исследовали в природных условиях поведение ряда видов насекомых, в частности ос, и птиц – различных видов чаек. Наряду о этим проводилось интенсивное исследование поведения в лабораторных условиях, Классическим объектом этих работ сделалась трехиглая колюшка, легко содержащийся в неволе вид пресноводных рыб, Репродуктивное поведение колюшки послужило моделью для выявления многих важных принципов организации поведения животных, в частности роли отимулов-релиэеров в регуляции территориального поведения.

Особое значение приобрели работы школы Тинбергена по колониальным морским птицам. Они явились основой многих современных представлений о сообществах животных и факторах, регулирующих их структуру, а также о коммуникативном значении ряда поведенческих актов. Кроме того, они способствовали изучению проблемы многообразных форм приспособления животных к борьбе с хищниками, которая накладывает отпечаток практически на все стороны поведения. Впоследствии эта проблема изучалась и на других животных, Последовательное применение сравнительного метода и остроумные эксперименты в полевых условиях способствовали выяснению приспособительного значения поведенческих признаков и их эволюционного происхождения, Рассмотрим основные направления работ Тинбергена.

Основой для разработанной Тинбергеном модели поведения служили следующие факты. Известно, что между различными стереотипными двигательными реакциями существует ряд закономерных отношений.

В некоторых ситуациях группы инстинктивных движений появляются совместно. Они характеризуют определенное внутреннее состояние животного и имеют общие флуктуации порога поведенческой реакции. Повышение порога реакции А поднимает порог реакции В (и наоборот), а это свидетельствует о том, что обе они зависят от общего функционального "центра". Наблюдая за сложными комплексами поведенческих реакций, можно видеть некоторую регулярность в последовательности проявления тех или иных действий. В качестве примера приведем агрессивные столкновения рыб за раздел территории. У многих костистых рыб, в том числе у цихлид, им почти всегда предшествуют угрожающие демонстрации, предназначенные для запугивания противника. У разных видов соотношение угрожающих демонстраций и непосредственных столкновений, т.е. степень ритуализации этого поведения, чрезвычайно варьирует, причем у одних видов эти столкновения следуют за очень коротким периодом запугивания, а у других – за весьма разнообразными и длительными демонстрациями. Серьезное агрессивное столкновение с нанесением ран следует лишь в том случае, если силы обоих самцов равны. Наконец, у третьей группы видов настоящие драки вообще не наблюдаются и крайне ритуализированная церемония запугивания выполняется до полного истощения одного из соперников, что и решает спор.

Все двигательные реакции во время ритуальной демонстрации строго стереотипны и четко следуют одна за другой. Так, удары хвостом не могут начаться до подъема спинного плавника, а взаимные толчки происходят лишь после ударов хвостом. В такого рода ритуализированных столкновениях имеется специфическая последовательность движений: они начинаются с угрожающей демонстрации боковых поверхностей тела, за которой следует ряд действий до тех пор, пока один из соперников не устанет, окраска его бледнеет и в конце концов он уплывает.

В качестве иллюстрации Тинберген приводит схему иерархии центров инстинкта размножения самца трехиглой колюшки. Высший центр размножения самца колюшки активизируется увеличением длины дня, гормональными и другими факторами. Импульсы из высшего центра снимают в блоке лежащего вблизи центра аппетентного поведения. Этот центр разряжается, и самец начинает поиск подходящих условий для постройки гнезда (соответствующая температура, территория, необходимый грунт, растительность, мелководье). После выбора такой территории торможение с подчиненных центров снимается, происходит их разрядка, и начинается сама постройка гнезда.

Если на территорию данного самца проникает другой самец, повышается возбудимость центра агрессивного поведения (с него снимается блок), начинается агрессивная реакция по отношению к сопернику. Когда соперник изгнан и появляется самка, снимается блок с центра полового поведения, начинается ухаживание за самкой и спаривание (завершающий акт).

Ритуализированные угрозы и агрессивные столкновения – прекрасные примеры ФКД. Они представляют собой специфическую последовательность двигательных реакций: удары хвостом не начнутся до подъема спинного плавника, а толчки отмечаются только после многих ударов хвостом.

По интенсивности демонстрации запугивания и ударов хвостом опытный наблюдатель может определить, кто победит, и вообще начнутся ли стычки "с открытой пастью" или же один из соперников просто "сбежит" до начала "серьезной драки".


Женщина. Руководство для мужчин Новоселов Олег

1.3 Работа основных программ. Самосохранение. Половой и иерархический блоки. Инстинкт вожака. Инстинкт территории. Врожденная мораль и инстинкт «убий». Инстинкт «укради»

Все, что делает женщина, делает, движимая страстью.

Разберем основные группы человеческих инстинктов стадного животного уровня.

1. Инстинкт самосохранения

Служит для сохранения особи в случае опасности. Управляет человеком с помощью эмоции «страх». Под действием страха человек уходит от опасности. Инстинкт самосохранения может быть подавлен инстинктом защиты потомства, а у самца – еще и инстинктами защиты самки или группы. В этом случае особь подвергает опасности себя, чтобы сохранить репродуктивное ядро группы. Инстинкт самосохранения подавлен у низкоранговых особей, чтобы им легче было жертвовать собой для спасения репродуктивного ядра. У особей, образующих репродуктивное ядро, инстинкт самосохранения напротив, обострен.

2. Пищевой инстинкт

Это достаточно обширная группа инстинктивных программ, обслуживающих функцию добычи пропитания и иных ресурсов. Здесь и инстинкт охотника, который мы ощущаем как азарт, и инстинкт разведки, который мы ощущаем как любопытство. Кража и грабеж также являются инстинктивными действиями, характерными для большинства видов животных. В животном мире отъем добычи у другой особи – это тоже добыча. Грабеж и кража были нормой также и в человеческом стаде. Назовем это для краткости инстинктом «укради», о котором еще неоднократно упомянем.

3. Блок полового и иерархического инстинкта

В инстинктивной прошивке самца сформировались 3 основных программы, включающихся в зависимости от его положения в иерархии. Инстинкт высокорангового (ВР, вожака) – набор инстинктивных программ, позволяющих вожаку управлять стадом, контролировать ситуацию. Здесь и повышенная конфликтная устойчивость, и высочайшая уверенность в себе, и властные интонации, и способность манипулировать отдельными особями и группами. В инстинкт вожака включается также и ответственность. Вожак внимательно следит за обстановкой, поднимает тревогу в случае опасности и защищает свое стадо, возглавляя отряд самцов. Вожак чувствует стадо как продолжение своего организма. Воспринимает его как часть себя. Вожаку присущ также инстинкт территории, из которого позже развился человеческий инстинкт собственности. С самками вожак имеет неограниченное число спариваний и убежден, что иначе и быть не может. Других самцов он по возможности от самок отгоняет.

Инстинкт среднерангового. Среднеранговые самцы менее ответственны, чем вожак, они контролируют низкоранговых, добиваются благосклонности самок подкормкой, так как стоят ниже их в иерархии стада, ценят сексуальные подачки и боятся вожака. Когда вожак слабеет, самый сильный из среднеранговых занимает его место, и у него включается инстинкт вожака.

Инстинкт низкорангового. Низкоранговый имеет очень низкую самооценку, боится среднеранговых, боготворит вожака, а о самках только мечтает. При попытке совокупиться с самкой отгоняется самками и среднеранговыми самцами. Жизнью не дорожит. О себе не заботится, но угождает другим в надежде на их благосклонность. В отсутствие прессинга занимает позицию среднерангового, в связи с чем у него включается соответствующий набор инстинктов.

Интересно, что самец с включившимся инстинктом вожака, практически не способен снизить свой ранг в иерархии. Это необратимо. Он может быть убит, изгнан, но не понижен. В одиночном состоянии у него работает усеченная версия инстинкта вожака – инстинкт самца одиночки. Режим «вожак без стада». Ранг среднерангового может быть понижен до низкорангового.

Подчеркнем еще раз. В современном мире низкоранговый или высокоранговый – это не положение в реальной современной общественной иерархии, а набор активных инстинктов. Мужчина может занимать должность генерального директора, но при этом обладать набором инстинктов (самоощущением) низкорангового. Тогда дома он либо подкаблучник, либо домашний тиран. Женщины будут продавать ему доступ к телу, но не любить. Другой мужчина может обладать высокой самооценкой высокорангового, но работать таксистом или сидеть в тюрьме. И женщины его будут любить совершенно бесплатно. Хотя, часто положение в реальной иерархии и набор инстинктов все же соответствуют друг другу.

Самец, взрослея и набираясь опыта, двигался в иерархии снизу вверх, пробивая себе дорогу силой, пока не начинал терять с возрастом подвижность и к 37 годам не погибал в зубах хищника.

У самок также сформировалась трехуровневая врожденная программа, соответствующая трехуровневой иерархии. Однако в отличие от самцов самка двигалась по иерархии сверху вниз. Посмотрим, как это работало в стаде, и как влияет на современную жизнь людей.

Инстинкт высокоранговой. Наша видовая специфика состоит в очень большом сроке развития особи. Поэтому молодые самки требуют опеки и защиты. В стаде это мог дать только вожак. Достигнув половой зрелости, самка становилась фавориткой вожака. Характерный возраст – 15 лет. Это возраст Джульетты Шекспира и Суламифь Куприна. Высокоранговая (ВР) самка любила вожака, пользовалась его защитой и рожала от него, самого жизнеспособного самца, первых, самых здоровых детенышей. С 15 и приблизительно до 20–23 лет человеческая самка обладает максимальной сексуальной привлекательностью. Она склонна относиться к своему мужчине как к вожаку, любить его, быть верной, преданной бескорыстной, альтруистичной. Все это – стереотип нормального поведения с вожаком. В этом режиме самка занимается выполнением своего основного биологического предназначения – продолжением генетической линии наиболее жизнеспособного самца. Поэтому программа поощряет ее, формируя ощущение счастья.

Инстинкт среднеранговой. Далее самка теряла «очарование юности» – максимальную сексуальную привлекательность, и после изгонялась из числа фавориток вожака на Среднеранговый (СР) уровень иерархии. Характерный возраст от 20–23 до 30 лет. К этому времени она имела от него детенышей. И для того чтобы выжить самой и прокормить потомство вожака, она предоставляла дозированный секс СР самцам за кормежку. Переключение программы инстинкта с ВР на СР уровень чаще всего происходит либо как реакция на изгнание вожаком, либо с возрастом. В современном мире девушки также «становится стервами», когда бросает любимый. Либо в возрасте около 20 лет вдруг с удивлением обнаруживают, что «становятся плохими». Это начинает работать инстинкт среднеранговой самки. Женщина становится расчетливой, циничной, утрачивает способность любить и уважать мужчин, приобретает способность к манипуляциям и доминированию. Также довольно часто встречается стадная схема поведения, когда женщина рожает ребенка от «любимого», а кормит его муж-снабженец, чаще всего не подозревая, что ребенок не от него. Внутри СР слоя существует внутренняя иерархия. Статус СР самки внутри слоя зависит от количества ресурсов, которые ей достаются от самцов и от числа поклонников.

Инстинкт низкоранговой. В возрасте около 30 лет самка теряла сексуальную привлекательность, подвижность и переставала пользоваться защитой СР самцов. Она становилась общедоступной низкоранговой (НР) самкой, которая предоставляла секс всем без разбора в надежде, что кто-то подкормит. В современном мире такую женщину называют бл…ю. Поэтому в этом возрасте у современных женщин повышается сексуальность, и они довольно часто разрушают свои семьи и пускаются во все тяжкие.

Если самке удавалось успешно доминировать над самцами и изымать у них еду, то она оставалась на СР уровне и переходила в режим устойчивого доминирования. В современном мире про этот режим говорят, что женщина «обабилась». НР либо СР режим устойчивого доминирования длился до тех пор, пока женщину не съедал хищник. То есть очень недолго.

Самец с возрастом двигался снизу вверх. Самка – сверху вниз. До 40 лет не доживал никто. В современном беспрецедентно сытном и безопасном мире продолжительность жизни увеличилась вдвое. В этой биологически противоестественной ситуации иерархическая программа обычно фиксируется на достигнутом уровне.

4. Врожденная мораль

В животном мире виды, имеющие грозное оружие (клыки, яд, и т. п.) имеют инстинктивные программы, исключающие применение этого оружия против особей своей группы или своего биологического вида. Этот инстинкт носит название врожденной морали. Поэтому, например, в стаде слабо вооруженных шимпанзе внутригрупповое убийство встречается чаще, чем в прайде сильно вооруженных львов. Так вот, врожденной морали в человеческой прошивке уровня стада – не было. Наш вид не имел ни клыков, ни ядовитых шипов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Воспитание подростка автора Круковер Владимир Исаевич

ИНСТИНКТ ЛЮБВИ С нашей инстинктивной любовью к детям (этологи сказали бы родительской заботой) мы не одиноки в мире животных. У многих видов родители привязаны к своим детям. Часто именно только к своим. Чайка, прекрасная мать, клюет может даже убить чужого птенца

Из книги Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихологов автора Лабас Юлий Александрович

3.12. «Не убий» - инстинкт или продукт воспитания? Всем известно, что библейскую заповедь «не убий» вечно нарушали. Таким образом, не ясно: существует ли у человека врожденное отвращение к истреблению и пожиранию себе подобных?У некоторых хищных животных, в том числе у

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ Наш кран-сортировщик пятого поколения является физическим устройством. Он имеет движущиеся части, которые могут изнашиваться. Мы можем сделать его из более качественных частей, если это, конечно, экономически оправданно в смысле стоимости

Из книги Проблемный ребенок автора

ГДЕ МАТЕРИНСКИЙ ИНСТИНКТ? Ребенку 4 года, а я не смогла за это время к нему привыкнуть, что мне делать? Проснется ли у меня материнский инстинкт? Лариса, Москва Это вы достаточно странно формулируете - «не смогла к нему привыкнуть». Вы что, утром просыпаетесь, смотрите на

Из книги Советы доктора. 1-6 выпуск. Вопросы и ответы автора Курпатов Андрей Владимирович

Где материнский инстинкт?

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

Из книги По ту сторону принципа удовольствия. Психология масс и анализ человеческого «Я» автора Фрейд Зигмунд

IX. Стадный инстинкт Наша радость по поводу иллюзорного разрешения, с помощью этой формулы, загадки массы будет краткой. Очень скоро нас станет тревожить мысль, что, по существу-то, мы приняли ссылку на загадку гипноза, в которой еще так много неразрешенного. И вот новое

автора Болен Джин Шинода

Инстинкт материнства На биологическом уровне архетип Деметры представляет материнский инстинкт - страстное желание забеременеть и иметь ребенка, которое некоторые женщины стремятся осуществить, сколько себя помнят.Архетип Деметры проявляется в непреодолимой тяге к

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Материнский инстинкт Если архетип очень силен, женщина-Деметра может не суметь сказать «нет» возможности забеременеть. Поскольку для нее материнство - внутренняя настоятельная потребность, женщина-Деметра может бессознательно и тайно сговориться с архетипом Деметры,

Из книги Анатомия человеческой деструктивности автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Любовь и секс. Энциклопедия для супругов и любовников автора Еникеева Диля

ПОЛОВОЙ ИНСТИНКТ СМЕНИЛСЯ ПИЩЕВЫМ Теперь его основным инстинктом стал пищевой. Д. Е. Половой инстинкт превалирует только у животных: кобель может сутками спариваться с течной сучкой, забыв о еде и воде. Но даже в анекдотах (а ведь это правда жизни в ироничном выражении)

Из книги Инстинкты человека автора Протопопов Анатолий

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег

1.3 Работа основных программ. Самосохранения. Половой и иерархический блок. Инстинкт вожака. Инстинкт территории. Врожденная мораль и инстинкт «убий». Инстинкт «укради» Все, что делает женщина, делает, движимая страстью. Овидий Разберем основные группы человеческих

Из книги Эволюционно-генетические аспекты поведения: избранные труды автора Крушинский Леонид Викторович

Из книги Мать и дитя. Первый год вместе. Путь к обретению телесной и душевной близости автора Оксанен Екатерина

Объятия как инстинкт Первый год материнства – он вообще во многом про объятия, про «на ручках», про поцелуи и про тесный физический контакт. Конечно, и потом, в следующие годы, мама с ребенком не перестают обниматься, но в период младенчества тактильный контакт жизненно

Инстинкты самосохранения и продолжения рода - базовые, обеспечивающие физическое выживание особи и вида. Исследовательский инстинкт и инстинкт свободы обеспечивает первичную специализацию человека. Инстинкты доминирования и сохранения достоинства обеспечивают самоутверждение, самосохранение человека в психосоциальном плане. Все вместе эти инстинкты обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни. Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентрическую сущность всех остальных инстинктов.

Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на ориентировку личности в какой-либо деятельности.

В результате тестирования определяется выраженность каждого из семи основных инстинктов и то, какой инстинкт является доминирующим.


^ I. ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ
С раннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды, нетерпим к боли (отказы от лечения зубов, посещения врачей и т.п.).

На базе этого типа может сформироваться личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям. Это люди, для которых "Безопасность и здоровье - превыше всего!", а их кредо: "Жизнь одна и больше не будет". Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Для этого типа характерны следующие ведущие качества:

Эгоцентричность,

Консерватизм,

Готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности,

Отрицание риска,

Тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.

^ II. ИНСТИНКТ ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА
Для него характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда "Я" замещается понятием "Мы" (под "Мы" подразумевается семья) вплоть до отрицания "Я". Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному - интересам детей, семьи. Уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье и такой ребенок только тогда счастлив, когда отец и мать вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Он обостренно чувствует разлад в семье, и в этом случае у него может возникнуть депрессивная невротическая реакция.

Это люди, которые ценят интересы семьи превыше всего, а их кредо: "Мой дом - моя крепость". Эволюционная целесообразность наличия данного типа в том, что его носители - хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни.

Этому типу присущи следующие качества:

Сверхлюбовь к своим детям,

Семейственность,

Сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей,

Тенденция к отрицанию своего "Я" в пользу "Мы" (семьи),

Сверхтревожность относительно будущего своих детей.

^ III. АЛЬТРУИТИЧЕСКИЙ ИНСТИКТ
Для людей этого типа характерны доброта, эмпатия, заботливость к близким, особенно к пожилым, способны отдать другим последнее, даже необходимое ему самому. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному, а их кредо - "Доброта спасет мир, доброта превыше всего". И они эволюционно хранители доброты, мира, хранители жизни.

Для альтруистического типа характерны ведущие качества:

Доброта,

Сопереживание, понимание людей,

Бескорыстность в отношении с людьми,

Забота о слабых, больных,

Миролюбие.

^ IV. ИНСТИНКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность к творчеству. Сначала этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники, изобретатели, ученые - лица этого типа. Их кредо - "Творчество и прогресс - превыше всего". Эволюционная целесообразность этого типа очевидна.

Исследовательскому типу присущи:

Склонность к исследовательской деятельности,

Склонность к поиску нового, новаторского в науке, искусстве,

Способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач,

Устремленность к творчеству,

Самоотверженность в реализации творческих устремлений.

^ V. ИНСТИНКТ ДОМИНИРОВАНИЯ
С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой. Кредо этого типа: "Дело и порядок превыше всего"; "Один - ничего, все - все"; "Будет хорошо всем - будет хорошо каждому".

Эволюционная целесообразность этого типа наличия этого типа, рождающего лидеров, организаторов, политиков в том, что они хранители интересов и чести всего рода.

Для доминантного типа характерны:

Склонность к лидерству, к власти,

Предрасположенность к решению сложных организационных задач,

Приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами,

Готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место,

Приоритет общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).

^ VI. ИНСТИНКТ СВОБОДЫ
Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения свободы растет вместе с ними, для людей этого типа характерны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрократизма. Кредо таких людей: "Свобода превыше всего!". И они - хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц доминантного типа. Они хранители свободы, а с этим - жизни. Этому типу присущи:

Склонность к протесту, бунтарству,

Предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности),

Стремление к независимости,

Склонность к реформаторству, революционным преобразованиям,

Нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению "Я".

^ VII. ИНСТИНКТ СОХРАНЕНИЯ ДОСТОИНСТВА
Уже в раннем детстве человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерная безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция "Честь превыше всего". Инстинкт самосохранения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди идут на Голгофу.

Привязанность к семье выражается в форме сохранения фамильной чести: "В нашем роду не было подлецов и трусов". Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что его носители - хранители чести и достоинства "Я", личности, а с этим - жизни, достойной человека.

Для людей этого типа характерны:

Нетерпимость к любым формам унижения,

Готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства,

Приоритет чести и гордости над безопасностью,

Бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами,

Нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека (с)

22.08.2017. Так как данная статья написана для подкрепления тезиса: Иерархический инстинкт как фактор появления экономики , то мы не полезем в дебри биологии для выяснения вопроса - каким образом инстинкты закрепляются в мозгу животных, а просто попытаемся выяснить значение понятия ИЕРАРХИЯ и ИНСТИНКТ, которых соединило одно понятие иерархический инстинкт.

1.2. Сегодня инстинкты чаще рассматриваются в плоскости поведения одного индивидуума, тогда как иерархический инстинкт относится к социальным инстинктам, которые проявляются во взаимодействии с представителями того же вида. В Интернете крайне мало информации об иерархическом инстинкте , да еще социобиологи порой термин иерархический инстинкт подменяют словосочетанием вертикальная консолидация. По моему мнению, современная этология на пути деградации, так как генетически обусловленное поведение не вызывает интереса у элиты современных государств , однако когда-то значения иерархического инстинкта интересовало многих, например, теоретик ортодоксального марксизма Карл Каутский считал, что «Нравственный закон есть не что иное, как животный инстинкт».

1.2. У животных, общественная сплочённость которых становится деятельным орудием в борьбе за существование, благодаря ней вырабатываются общественные, социальные инстинкты, вырастающие в некоторых группах и индивидах в такую удивительную силу, что могут даже победить инстинкты самосохранения и размножения, если вступают с ними в конфликт. Этика и материалистическое понимание истории

Иерархический инстинкт у людей

Почему люди живут группами

2.1. Казалось бы, ответ очевиден - большинство приматов живут в составе групп , а вид Homo sapiens просто унаследовал групповой образ жизни от высших обезьян . Впрочем, тут все не так просто, но если мы поймем причины проживания людей в единицах человечества , то сможем ответить на вопрос: - почему происходила смена естественных единиц человечества: ПЛЕМЯ ->ВОЖДЕСТВО -> ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ ПЛЕМЕН . Следующая единица человечества - ГОСУДАРСТВО - имеланеестественное (?) происхождение (См. ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА в НЕОКОНОМИКЕ), но образование будущей единицы человечества - ПЛАНЕТАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - снова представляется как эволюционное. Темп роста численности являлся фактором социальной эволюции, но численность зависит от ресурсов, а значит, напрямую от размера суши планеты , который сам - есть фатальный фактор для будущего разумных существ на любой планете . Ведь от него зависит - выйдут ли разумные существа в космос , так как максимум численности определяет предел технологического развития. Впрочем, для Земли - это лишь теоретический вопрос, так как уже сегодняшний мировой кризис способен отбросить человечества на уровень технологий столетней давности. ДА, у нас есть свидетельства проживания предков людей в составе многочисленных групп, но это не объясняет вопрос - почему группы были у гоминид , от которых мы по «принципу наследования» выводим структуру последующих сообществ людей.

2.2. Сомнения в правильность такого подхода «как наследование» - вносит образ жизни орангутанов , несомненно - гоминид, которые, однако, большей частью живут поодиночке, что не свойственно не только гоминидам , но ивысшим обезьянам . Хотя отрицательное значение примера орангутанов можно убрать за счет того объяснения, что они находятся на пути регресса - как возвращение наземных гоминид к образу жизни на ветках деревьев. Видимо, или люди их оттеснили, или некие виды наземных гоминид сами когда-то дошли до сплошных тропических лесов Юго-Восточной Азии , где основные ресурсы находились в пологе леса. Однако если бы лес был богат этими ресурсами, то численность групп предков орангутанов - скорее бы выросла, но мы можем предположить, что разделение стаи на отдельные особи - было как раз способом увеличения объема ресурсов, приходящегося на одну особь. Не было скоплений ресурсов, а рассредоточенное их расположение не могло прокормить группу. Эта версия хотя бы объясняет крупные размеры тел современных орангутанов.

2.3. У первобытных людей, как потомков гоминид , которые вопреки всем биологическим законам, сумели освоить степи , всегда существовала задача выживания в этой непригодной для них среде , так как вся предыдущая эволюция приматов проходила в сторону специализации их - как обитателей верхнего яруса тропического леса. Но общее похолодание климата планеты, начавшееся порядка 40 миллионов лет назад, сужало ареал их обитания, так как леса сменялись отрытыми пространствами степей, где единственным богатым ресурсом для гоминид могло быть лишь мясо травоядных животных, и то, опять же, лишь в силу их всеядности , доставшейся приматам по наследству от общего предка с грызунами .

2.4. Миллионы лет до похолодания - приматы развивались преимущественно как потребители листьев и плодов деревьев , но траву в пищу растительноядные приматы употреблять не могли, поэтому для них единственным оставался - путь превращения в хищника , однако, миллионы лет эволюции превратили обезьян в некрупных существ, так как средой их обитания были ветки деревьев. Хотя на стадии перехода к наземному образу жизни при освоении нижнего яруса редколесья и саванн , тела наземных обезьян стали крупнее, но одна особь не была способна убить животное даже среднего размера, так как в теле гоминид не имелось хищнических приспособлений в виде клыков и когтей.

2.5. Само строение тела перекрывало обезьянам всякую возможность быстрого передвижения на четырех конечностях, да и какой прок - от скорости при любом виде локомоции , если нет ароморфоза для убийства жертвы и защиты от хищника. Однако тот путь, который выбрали гоминиды - нельзя назвать уникальным, так как сегодня на путь увеличения численности единиц вида вступили павианы из семейства мартышковых , которые стали настоящими жителями открытых пространств.

2.6. Почему же численность групп стала билетом для освоения степей? Объяснение простое: - при росте численности в группе - растет число особей, способных участвовать в обороне от хищников (каковую роль в группах павиан - исполняют молодые самцы, охраняющие стаю по бокам). Гоминиды-предки людей пошли еще дальше, превратив группу мужчин защитников в отряд нападения - как на травоядных животных, ставших объектом ежедневной охоты, так и на хищников. Этот отряд в группах гоминид превратился в настоящего суперхищника по отношению к окружающей фауне , когти и клыки которого заменяли палки-копья и камни в руках охотников.

2.7. Гоминиды смогли выйти в степь лишь в составе многочисленных группу, так как проявилась положительная связь между числом охотников и объемом добываемого мяса. После появления орудий охоты - объем добываемого мяса определялся лишь наличием животных в пределах круга доступности вокруг стоянки. Даже в группе у первобытных охотников не было решающего удара для убийства крупной жертвы, но с появлением орудий охоты - размер перестал иметь какое-либо значение при выборе жертвы, так как у людей появилась возможность убить и мамонта, ведь результат стал зависеть от продолжительности серии ударов орудиями охоты.

2.8. Самым важным фактором успешности охоты была именно численность единиц вида, но численность в одной стоянке имела объективное ограничение, ведь нагрузка на фауну приводила к уменьшению числа животных в округе, так что с ростом численности объем потребления каждого члена уменьшался, что служило сигналом для почкования единицы человечества, целью которого был вывод части группы на территорию нового природного комплекса , что восстанавливало норму потребления, как в материнской, так и в отпочковавшейся группе.

2.9. Единица вида гоминид была группой, обеспечивающей себя всем необходимым из природного комплекса. Кратковременный или ежедневный природный комплекс в идеале представлял собой круг, радиус которого был равен шаговой доступностью до границ туда и обратно в течение светового дня. Оставаться на ночь вне стоянки, где защиту от хищников в первую очередь обеспечивала большая численность взрослых особей, было равносильно тому, что обрекать себя на верную смерть. Кроме того стоянка была местом экономической жизни, куда охотники приносили добытое мясо жертв, а остальные члены группы - растительные продукты, собранные в округе методом собирательства.

2.10. В реальных условиях даже теплых саванн - образ жизни первобытных людей с первых дней был кочевой, так как и там - животные совершают сезонные миграции. Мы не знаем место формирования первых степных гоминид, возможно потому, что уже на ранних этапах освоения степей ради обеспечения стабильности поступлениям мяса - единицы человечества должны были следовать за стадами, которые могли даже мигрировать из Африки в Евразию. При этом годовой природный комплекс был некой чередой кратковременных кругов доступности вокруг стоянок, которые делались на маршруте следования за мигрирующим стадом.

2.12. Эти излишние сведения о характере групп гоминид и первобытных людей я даю ради того, чтобы показать, что антропоиды жили не просто в неких абстрактных социальных группах , а в составе конкретных единиц вида и единиц человечества , которые мы называем термином ПЛЕМЯ . В первобытные времена ВНЕ группы - ни гоминид, ни один человек - долго прожить не мог. Даже больше - если численности группы снижалась ниже некой планки, за которой ее уже нельзя характеризовать как ПЛЕМЯ (от 100 до 250 членов), то ее члены были обречены на гибель от голода, если раньше их не съедали хищники.

Иерархическая структура единиц человечества

3.1. Надеюсь, что я понятно изложил внешние причины для образа жизни людей в составе единиц человечества. Если мы вернемся к определению Каутского, то он подчеркивал СПЛОЧЕННОСТЬ членов группы как орудие в борьбе за существование, что дает нам повод представлять себе каждую эволюционную естественную единицу человечества как СИСТЕМУ , сплочение членов которой обеспечивается благодаря наличию внутренней иерархической структуры.

3.2. Попробуем разобраться с единицей человечества «изнутри».Единицы вида являются самодостаточной системой, сохраняющейся во времени благодаря тому, что такая форма существования гарантирует каждому члену - максимальную безопасность и минимально стабильный уровень получения жизненно важных ресурсов. Структурная целостность единицы вида обеспечивается за счет иерархии , которая выстраивает всех членов по местам в пирамиде привилегий - от вожака до самого последнего члена. При этом каждый член, кроме вожака и последнего, находится в двух ипостасях - (1) является низшим по отношению к членам, стоящим выше него по иерархической лестнице, и одновременно - (2) сам же возглавляет пирамидку из низших по иерархии. Считается, что существует некий модуль умиротворения , благодаря которому при некоторой величине верноподданнических проявлений со стороны низов прекращаются репрессии со стороны верхов. При этом разнообразные искренние проявления страха, благоговения и ответственности перед вышестоящим иерархом являетсяключевой поддержкой поддержания всей вертикальной консолидации. Самые последние члены, стоящие на низших ступенях лестницы иерархии не имеют ничего против вертикали, тогда как главную опасность для сложившейся иерархии представляют несколько первых членов в списке, которые благодаря модулю самоутверждения, стремятся повысить свой статус в группе или хотя бы не понизить достигнутый, если первое совершает кто-то другой. См. Инстинкты человека. Попытка описания и классификации

3.3. У животных единственным критерием для ранжирования - является физическая сила. У людей уже несколько критериев, по которым в любой системе иерархии постоянно идет борьба за более высокое положение, но даже самый низший член не стремится покинуть группу, так как его положение в сообществе даже на уровне самого низшего члена - лучше, если бы он находился за ее пределами.



top