Сигналы бедствия. Международные сигналы бедствия: полезные советы Правила подачи сигнала бедствия

Сигналы бедствия. Международные сигналы бедствия: полезные советы Правила подачи сигнала бедствия

Кодовая таблица

Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального "инструментария", придуман еще один способ аварийной сигнализации - международная кодовая таблица.

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками . Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет - чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

К примеру, я собственными глазами в одном из путешествий смог наблюдать знак с размерами сторон, намного превышающими сто (!) метров. Правда, это был не знак бедствия, а скорее символ человеческой глупости. Кто-то не поленился, ободрал склон возвышающегося над окружающей местностью холма для того, чтобы увековечить одно очень короткое, но емкое русское слово, которое я здесь по цензурным соображениям процитировать не могу.


Местные летчики не без гордости утверждали, что это титаническое сооружение любителей русской словесности используется для наведения самолетов на родной аэропорт и запросто читается даже из космоса! Так что содержание содержанием, а пример того, что чем больше - тем лучше, очень наглядный.


Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего. Из разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды, спасжилетов, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря - из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей.
Можно сигнал не выкладывать, а, например, выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею. При этом сам дерн нужно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину.
На снегу сигнал "рисуется" с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом. Только, вытаптывая траншеи на снегу, не надо топтаться рядом с ними, чтобы вместо четко читаемого сигнального знака не получить бессмысленный узор из десятков идущих в разные стороны дорожек и тропинок. Подходить к строительной площадке следует только с одной стороны и только по одной, заранее обозначенной тропинке.


Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной - светлыми.

В пустыне, где строительный материал выбирать не приходится, нагребаются невысокие валы из песка. Такой знак "работает" два раза в сутки - утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Густые тени, отброшенные искусственными песчаными валами, достаточно хорошо читаются с воздуха. Но еще лучше развесить на кольях, вбитых в песок, полотнища ткани или даже плотной бумаги. Сама ткань может быть любой окраски, даже желтой, потому что рисовать сигнал будут не полотнища, а отбрасываемая ими тень. При отсутствии ткани подобный теневой сигнал можно попытаться соорудить из связанных в длинные жгуты и растянутых между кольев в метре от земли растений.

Каждый знак кодовой таблицы имеет одноединственное известное пилоту поискового самолета значение.

! ! ! Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.

Я долго сомневался, стоит ли рассказывать читателю еще об одном способе аварийной сигнализации. С одной стороны, он до смешного прост и потому доступен всякому человеку, не требует никаких дополнительных технических приспособлений, действен - сплошные весомые плюсы. С другой - наносит объективный урон окружающей природе - по нынешним временам минус очень серьезный. А ну как люди, увлекшись, начнут его применять, где надо и где не надо? Но потом подумал, что уж лучше он, чем "сигнальный" пожар.

К тому же этот способ достаточно трудоемкий, чтобы человек брался за него только скуки или шалости ради. Суть данного способа сигнализации заключается в том, что потерпевшие всеми доступными им способами стараются изменить естественный вид окружающей местности. Выжигают, вытаптывают на земле геометрические фигуры большого размера, вырубают в густолесье искусственные просеки.

Конечно, удобнее не валить большие деревья, такая работа слишком трудоемка, а, например, подрезать низкий кустарник на опушках леса или берегах водоема. Размер знака (круга, треугольника и т.п.) должен быть 20 м и более, ширина полосы - 3 - 4 м. Вблизи такой знак почти не виден, а вот с высоты в несколько сот метров он сразу бросается в глаза.

Вообще надо заметить, что в аварийной ситуации нельзя ограничиваться установкой одного-двух сигналов. Сигнализация должна быть разнообразной и, если можно так выразиться, многоступенчатой, только тогда она действенна. Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, летчик более внимательно осмотрит местность, заметит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру.

Снизившись, разберет знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит самих людей. Кстати, последние должны позаботиться о том, чтобы их было хорошо видно - надеть яркую, лучше оранжевую, а в степи белую одежду, выйти из тени деревьев на солнечное, открытое место, размахивать над головой яркими кусками ткани, ночью - факелом или фонариком.

Но еще лучше, если потерпевшие бедствие будут знать международную авиационную аварийную жестовую сигнализацию , используемую для передачи информации пилотами поисково-спасательных самолетов и вертолетов.

1. Прошу взять на борт.
2. Требуется техническая помощь.
3. Здесь удобно произвести посадку.
4. Всё в порядке.
5. Вас понял, выполняю.
6. Располагаю радиостанцией.
7. Здесь приземляться опасно.
8. Не могу двигаться, необходима медицинская помощь.
9. Готов принять вымпел, письменное сообщение.
10. Да.
11. Нет.

Для той же самой цели - - используется еще одна форма сигнализации.
Только уже не международная, а наша, отечественная, принятая в ВВС.

С кем придется потерпевшим общаться в условиях аварии - с нашими или не нашими авиаторами и кто из них какой жестовой системы придерживается, заранее сказать невозможно, так что лучше, на всякий случай, знать обе:

1. "Произошло происшествие, имеются пострадавшие" - лежащий на земле человек, или круг из ткани (расправленный парашют), в середине которого фигура лежащего человека.

2. "Нуждаемся в продовольствии, теплом обмундировании" - сидящий на земле человек, или треугольник из ткани.

3. "Покажите, в каком направлении идти" - человек с поднятыми и немного разведенными в стороны руками, или тонкий, длинный треугольник из ткани в виде стрелы.

4. "Здесь можно произвести посадку" - человек в неглубоком присяде с вытянутыми вперед руками, или квадрат из ткани.

5. "Приземляйтесь в указанном направлении" - стоящий человек с вытянутыми вперед руками в направлении захода на посадку или посадочное "Т" из ткани.

6. "Здесь садиться нельзя" - стоящий человек с перекрещенными над головой руками или крест из ткани.

! ! ! Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия , о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств.

Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS , или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. - лишь бы сигнал был тройным.

Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала - минута отдыха - и снова три сигнала. Международный сигнал бедствия, принятый в горах , выглядит несколько иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор сигнала.

Если во время путешествия вы заметили чужой сигнал бедствия - примите все меры для оказания помощи. В первую очередь зафиксируйте место подачи сигнала - снимите с помощью компаса "пеленг", заметьте ориентиры в указанном направлении. Если пострадавшие находятся в труднодоступном месте, на помощь им должны выйти несколько наиболее опытных путешественников. Недопустимо отправлять спасательную команду налегке - без палатки, теплых вещей, питания.

Уходящие спасатели должны быть полностью автономны, даже если терпящие бедствие находятся в нескольких сотнях метров. Оставшиеся (страхующая группа) немедленно должны приступить к оборудованию аварийного лагеря - разбить палатки, построить убежища, развести костры, вскипятить воду, установить знаки-сигналы вокруг лагеря и по направлению движения спасгруппы, организовать промежуточные лагеря.

Если возможно, надо немедленно поставить в известность о происшедшем спасательные службы, органы власти и далее действовать согласно их указаниям. При работе штатных спасателей самостоятельные, не согласованные с ними действия недопустимы. Продолжать маршрут можно только с разрешения соответствующих служб после окончания спасоперации.

В случае, когда потерпевшие бедствие решили, не дожидаясь помощи спасательных команд, выбираться к людям самостоятельно, то место, где произошла авария, они должны пометить с помощью описанных выше способов, а в направлении движения в обязательном порядке выложить хорошо различимый с воздуха знак - стрелку из международной кодовой таблицы.

Одновременно на земле на видном месте из камней, кусков льда, бревен сооружается далеко видимый тур-башенка. На его вершине закрепляются несколько двухметровых палок, к которым привязываются яркие лоскуты ткани, фольга, консервные банки. Под туром или рядом с ним в защищенной от непогоды емкости - в бутылке с залитым стеарином горлышком, в тройном полиэтиленовом мешке, резиновом воздушном шарике и пр. - оставляется записка, в которой указываются: полные данные потерпевших аварию (фамилии, имена, домашние и рабочие адреса), кратко описывается происшедшее, перечисляются имеющиеся в распоряжении группы имущество и снаряжение (продукты, вода, сигнальные средства, оружие, одежда и пр.), обосновывается выбранное направление движения. Обязательно указываются год, число и время, когда оставлена записка.

У основания тура из камней или толстых веток выкладывается несколько стрелок-указателей, направленных острием в сторону предполагаемого направления движения.

Все ненужные вещи оставляются возле тура на видном месте. Груз в дорогу (кроме обязательных средств сигнализации и ориентирования, оружия, полиэтилена, с помощью которого можно прекрасно защититься от осадков, ветра, холода, а в пустыне добыть воду) следует брать исходя из конкретных климатических и географических условий маршрута, но не забывая мудрое правило: "Надеясь на лучшее, готовься к самому худшему!"

В ходе движения необходимо как можно чаще помечать свой маршрут - обламывать ветки, делать затесы на стволах деревьев, складывать в заметных местах ненужные вещи и т.п. В труднопроходимой местности метки должны располагаться в пределах прямого обнаружения - от одной метки видно другую. В местах изменения направления движения следует ставить 2 - 3 большие метки - крупный затес на стволе дерева, тур, полосы яркого материала, закрепленные на ветках дерева.

Рядом с меткой выкладывать стрелку, указывающую направление движения. Раз в сутки необходимо оставлять в хорошо заметных местах, защитив от непогоды, записки с указанием своего маршрута и другой важной для спасателей информацией и датой оставления записки. Помните: часто поставленные метки облегчают поиск пропавшей группы.

С той же целью, особенно в зимнее время, желательно прокладывать свой путь по открытым пространствам, помня, что поисковые самолеты и вертолеты в первую очередь будут осматривать опушки, поляны, просеки, русла замерзших рек, на поверхности которых следы различимы гораздо лучше, чем в густолесье. Для облегчения их задачи на открытых участках маршрута надо стараться оставлять как можно больше следов, например, идя не друг за другом, а развернутым фронтом. Как можно больше оставлять следов имеет смысл на поверхности линейных, доступных для осмотра с воздуха ориентиров: посередине широких просек, на заснеженном льду водоемов. Именно их авиаторы будут осматривать наиболее внимательно.

По тем же причинам при движении вдоль реки или переправе через водные преграды следует выбирать места с открытыми широкими песчаными пляжами, на которых следы сохраняются довольно долго и хорошо заметны с воздуха.

В заключение я хочу слегка… разочаровать читателя. Аварийная сигнализация - дело не такое простое, как может показаться по прочтении этой главы. Всегда остается вероятность, что поданный вами сигнал кроме вас самих никто не заметит. Особенно это характерно для случаев, когда потерпевших специально не разыскивают.

Однажды в море мы пытались привлечь внимание проходящего в 10 - 12 кабельтовых от нас небольшого судна. Мы кричали, поднимали и опускали паруса, свистели в боцманский свисток, памятуя, что свист слышен вдвое дальше, чем крик, били ложкой в дно пустой кастрюли. Наконец, запалили сигнальный патрон и одновременно "навесили" над палубой судна ракету. И что же? А ничего - судно продолжало идти своим курсом. Видно, рулевой уткнулся носом в картушку компаса, не желая ничего видеть по сторонам, а уши ему "заложило" рокотом дизеля, доносящимся из машинного отделения.

Более того, как-то раз точно таким же образом мы, сами того не желая, "проскочили" под самым носом у патрульных кораблей и самолетов в зону учебного отстрела ракет класса "небо - земля" и приплыли под самый борт плавучих мишеней! В день и даже в час учений! И нас снова никто не заметил! А ведь мы и тогда пытались давать сигналы. В том числе и дымовые. Нас никто не видел! Хотя видеть и не пропустить в секретную зону посторонних - прямая обязанность нерадивых охранников.

Вот тогда мы и поняли: на аварийные сигнальные средства надейся, да сам не плошай.

Последний совет касается не столько технологии аварийной сигнализации, сколько общечеловеческой этики.

Всякая спасательная операция отвлекает большое число людей от основной работы, подвергает их жизни повышенному риску, не считая крупных финансовых затрат. Поэтому прежде чем решиться подать сигнал бедствия, надо семь раз подумать! Любой сигнал бедствия следует применять только в истинно критической ситуации, непосредственно угрожающей жизни или здоровью людей! Несколько десятков километров, которые предстоит пройти, стертые ноги или несоблюдение сроков похода, я уж не говорю о таких меркантильных причинах, как боязнь опоздать из отпуска, пропадающие авиационные билеты и пр. - не повод для подачи аварийного сигнала и развертывания крупномасштабных спасательных операций.

С той же целью после благополучного завершения аварии следует снять все аварийные сигналы или, если это невозможно, известить местные власти, спасательные службы, авиаторов, что в указанных районах сигналы (указать, какие конкретно) "нерабочие". К сожалению, известны случаи, когда путешественники уже много дней как были дома, а спасательные отряды, поднятые по тревоге, продолжали прочесывать местность в поисках пострадавших.

Кроме "внешней" аварийной, полезно заранее разработать и в момент аварии использовать внутреннюю сигнализацию . Некоторые из возможностей звуковых, световых, жестовых сигналов приведены на рисунке. Сигнал подается с периодичностью сигналов азбуки Морзе при помощи свистка, крика, фонаря, факела или с помощью "ручного семафора". Промежуток между сигналами равен 4 - 5с - трем тире.

1. Две руки вверх, или непрерывные длинные сигналы (тире) - "Требую внимания. Наблюдайте за мной".
2. Одна рука вверх, или один короткий сигнал (точка) - "Мне требуется помощь одного-двух человек".
3. Встать боком, рука впереди себя, большой палец вверх, или один длинный сигнал (тире) - "У меня все нормально".
4. Две руки в стороны или два длинных сигнала (тире) - "Ничего не предпринимайте. Действую самостоятельно".
5. Рука в сторону или два коротких сигнала - "Идите ко мне".
6. Частое махание поднятыми руками или непрерывные короткие сигналы - "Аварийная ситуация. Требуется немедленная помощь".
7. Одна рука вверх, другая в сторону или чередование коротких и длинных сигналов - "Осмотритесь (прислушайтесь) по указанному мною направлению. Снимите азимут".

Сигналы привлечения внимания :

1. Оранжевый дым ПСНД, дымовых шашек;
2. Малиновый огонь ПСНД, фальшфейеров, факел-свечей, дымовых шашек;
3. Звездочки и вспышки ракет, патронов-мортирок, трассирующих пуль;
4. Блики сигнальных зеркал;
5. Знаки-сигналы на местности;
6. Оранжевые цветовые пятна на воде;
7. Свет и дым костров;
8. Яркая одежда;
9. Блики самодельных зеркал, фольги;
10. Радиобуи и радиостанции;
11. Звуковые сигналы;
12. Световые сигналы азбукой Морзе;
13. Флаги-сигналы;
14. Сигнальные туры;
15. Воздушные шары и змеи;
16. Затесы и другие импровизированные метки.

Ветолет спешит на помощь

Сигнальное зеркало

Сигнальное зеркало как средство сигнализации применяется только при солнечной погоде. Эффективность его использования довольно высокая. Так, при угле стояния солнца 130° яркость светового «зайчика» составляет 4 млн свечей, а при угле 90° она возрастает до 7 млн свечей. Вспышку солнечного «зайчика» можно обнаружить гораздо раньше, чем любой другой сигнал, подаваемый с поверхности земли в дневное время при солнечной погоде. С самолета, летящего на высоте 1–1,5 км, такую вспышку обнаруживают на расстоянии до 24 км. Именно солнечный «зайчик» сигнального зеркала, изготовленного Чечони (механик дирижабля «Италия», потерпевшего катастрофу в Центральной Арктике весной 1928 г.) из деревянной дощечки, оклеенной станиолем из-под плитки шоколада, оказался тем единственным сигналом, который заметил командир итальянского спасательного самолета.
Сигнальное зеркало может быть как стеклянным, так и металлическим, желательно со сторонами 10–12 см, с небольшим отверстием в центре. Стеклянное зеркало должно быть двусторонним, а металлическое – иметь хорошо отполированные поверхности пластины с обеих сторон.
При появлении летательного аппарата (вертолета или самолета) необходимо встать против солнца и смотреть через отверстие на летящий вертолет (самолет), держа зеркало на небольшом расстоянии перед собой в полусогнутой руке. Турист будет видеть на поверхности зеркала отражение своего лица и световое пятно на нем от отверстия в зеркале. Для того чтобы отраженные от зеркала лучи солнца были направлены на вертолет или самолет, следует зеркало поворачивать или наклонять до тех пор, пока световое пятно не совместится с центральным отверстием. Яркая блестящая поверхность зеркала или металлической пластины при его покачивании дает прерывистые вспышки, на которые в воздухе легко обратить внимание экипажа летательного аппарата (рис. 10, а ).

В случае, если отсутствует двустороннее зеркало или металлическая пластина, можно использовать в целях сигнализации и обычное одностороннее зеркало без отверстия, пользуясь следующей процедурой: а) держа зеркало одной рукой близко у лица, расположить его так, чтобы отраженный луч был направлен примерно в нужном направлении, т. е. на летящий вертолет или самолет; б) вытянуть другую руку в направлении объекта визирования и «посадить» его на конец отведенного большого пальца; в) уточнить наклон зеркала, чтобы отведенный большой палец был освещен отраженным светом. Теперь отраженный луч направлен на летящий вертолет. Точность наведения луча по этому способу ниже, чем со специальным сигнальным зеркалом (рис. 10, б ).

В случае, если нет зеркала, в качестве заменителя можно попытаться использовать блестящее донышко от консервной банки, кусок какой-либо металлической пластины, т. е. любые предметы, отражающие солнечные лучи.

Подручные средства

Туристы, терпящие бедствие, для обозначения своего местонахождения могут использовать подручные средства, имеющиеся в их распоряжении.
Яркие предметы одежды, снаряжение (палатки, тенты, накидки, рюкзаки и др.) можно в виде флагов развесить на деревьях, шестах и, желательно, на более возвышенном месте по отношению к окружающей местности. При наличии реки или ручья, протекающих в лесном массиве, можно использовать в целях сигнализации палатку или тент яркой расцветки, натянув их над рекой или ручьем (рис. 11 ).

В целях сигнализации можно использовать и окружающую местность, внося в нее изменения, хорошо заметные с воздуха. В этих целях можно вырубить кустарник в виде круга, квадрата или иных геометрических фигур, вытоптать ногами или лыжами аналогичные или другие фигуры на снегу. Желательно, если позволяет местность, размеры знаков или фигур довести до 30–50 м по сторонам или диаметру, чтобы их легче было заметить с воздуха. В случае, если имеется водоем со стоячей водой, поверхность воды можно окрасить порошком флюоресцеина или уранина, образовавшееся пятно от которого бывает хорошо заметно с воздуха и, как правило, привлекает внимание не только поисковых вертолетов, но и пролетающих в данном районе экипажей летательных аппаратов.
В качестве средства сигнализации можно использовать изготовленный плот, закрепить его на поверхности водоема с помощью якорей и разжечь на нем костер при появлении вертолета.
Можно использовать валуны, складывая из них различные фигуры, которые могли бы привлечь внимание поискового вертолета, деревья, соорудив из них какие-либо геометрические фигуры.
В ночное время для сигнализации пригодны обычные фонари. Сигналы с помощью электрофонаря более заметны, если они подаются включением и выключением.
Кроме упомянутых средств сигнализации участники туристских групп, совершающих походы с активными способами передвижения, маршруты которых проходят вдали от населенных пунктов, особенно в труднопроходимых районах, должны знать кодовую таблицу международных визуальных сигналов «Земля – Воздух», подаваемых экипажу любого летательного аппарата в случае какого-либо чрезвычайного происшествия (рис. 12 ).
Международная кодовая таблица воздушных сигналов «Земля – Воздух» :

1 – нужен врач – серьезные телесные повреждения; 2 – нужны медикаменты; 3 – не способны двигаться; 4 – нужны пища и вода; 5 – требуются оружие и боеприпасы; 6 – требуются карта и компас; 7 – нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанция; 8 – укажите направление следования; 9 – я двигаюсь в этом направлении; 10 – попытаемся взлететь; 11 – судно серьезно повреждено; 12 – здесь можно безопасно совершить посадку; 13 – требуются топливо и масло; 14 – все в порядке; 15 – нет или отрицательно; 16 – да или положительно; 17– не понял; 18 –требуется механик; 19 – операции закончены; 20 – ничего не обнаружено, продолжаем поиски; 21 – получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении; 22 – мы нашли всех людей; 23 – мы нашли только несколько человек; 24 – мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу; 25 – разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении.

Примечание.

1. Сигналы 1–9, 12, 14–17, 20, 22–25 используются участниками туристской группы, в которой произошло чрезвычайное происшествие, или по указанию начальника поисково-спасательной службы принимают участие в поисках (оказании помощи) другой туристской группе.
2. Сигналы 19–25 используют в основном при наземном поиске пропавшей туристской группы.

Сигналы международной кодовой таблицы можно выложить из ярких предметов одежды и снаряжения, а при внезапном появлении вертолета или самолета сигнал могут изобразить сами туристы, для чего следует лечь на поверхность земли или снежного покрова. В зимний период, если позволяет снежный покров, знаки можно вытоптать на открытой и относительно ровной местности. Для того чтобы знаки были более заметны с воздуха, их можно (при наличии в спасфонде или при подземных исследовательских работах) окрасить с помощью порошка флюоресцеина или уранина.
Сигнал можно также выложить, использовав в этих целях лыжи и лыжные палки, стволы деревьев и другой подручный материал.
Если туристской группе, обнаруженной поисковым вертолетом, сброшен вымпел с вопросами, то отвечать в первую очередь следует на поставленные вопросы. Например, с вертолета сброшен вымпел со следующими вопросами: «Являетесь ли вы группой из школы 46 города Новосибирска (условно ), руководитель Паршин?» Если являетесь, то ответ необходимо выложить в виде знака 16, что означает: «Да». Вполне естественно будет задан вопрос о необходимости оказания какой-либо помощи. В случае надобности медицинской помощи, если даже и не являетесь вышеуказанной группой, следует выложить один из знаков (1–3) или последовательно все три в зависимости от сложившейся ситуации.

Сигнализация с воды

Не исключено, что с туристской группой, совершающей поход по большой водной акватории, может произойти какое-либо чрезвычайное происшествие, для ликвидации последствий которого потребуется помощь извне. Для подачи сигнала бедствия могут быть использованы:

    мобильные средства связи;

    радиобуй для подачи сигнала через систему КОСПАС-САРСАТ;

    сигнальное зеркало (в солнечную погоду и при появлении летательного аппарата);

    ракеты, сигнальные патроны;

    электрофонари в ночное время и импровизированный факел из подручных средств;

    специальный порошок (флюоресцеин или уранин) для окрашивания воды.

Порошок для окрашивания воды, сигнальное зеркало, ракеты, сигнальные патроны, электрофонари, факел – все это используется только в случае появления вертолета или самолета. Следует помнить, что цветовое пятно, образующееся от порошка, при наличии волнения или довольно сильных поверхностных течениях быстро исчезает.
Сигналы, подаваемые с помощью электрофонаря, как уже говорилось, более заметны, если подаются включением и выключением. При отсутствии электрофонаря или отказе источников питания (батареек) сигнал при появлении вертолета можно подать с помощью факела, предварительно его приготовив из рубашки, майки и других предметов одежды или снаряжения. Наготове следует держать необходимое количество горючего, отлитого из примуса или запасной канистры, если таковая имеется. При отсутствии металлических стоек для палатки можно для изготовления факела использовать весло. В случае потери весел можно использовать предметы посуды (миску, котелок и др.), положив в них тряпки, смоченные горючим, которые следует поджечь в момент появления вертолета, соблюдая, естественно, все меры предосторожности, чтобы не получить ожог какой-либо части тела.
Вот те основные тонкости применения вертолета при проведении поисково-спасательных работ, которые нам рассказали приютившие нас спасатели на время выздоровления Андрея Ильича».

Заключение

Поисково-спасательная служба при возникновении чрезвычайного происшествия в какой-либо туристской группе нередко привлекает к проводимым работам участников не только той группы, в которой произошло чрезвычайное происшествие, но и участников других туристских групп, путешествующих в данном районе или прибывших в поисково-спасательную службу для постановки на учет с целью совершения заявленного путешествия, что предусмотрено Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 13 июля 1992 г. № 293.
Поэтому и тем и другим необходимо иметь если не навыки, то хотя бы элементарные представления об основных моментах, связанных с организацией и проведением поисково-спасательных работ с применением вертолета. В первую очередь это касается туристских групп, которые, как уже было сказано, совершают свои походы вдали от населенных пунктов и в условиях сложного рельефа. В случае возникновения чрезвычайного происшествия в туристской группе доставка спасателей в короткие сроки возможна, как правило, только с помощью вертолета. И не только доставка спасателей, но и поиск туристской группы, просрочившей установленный контрольный срок окончания похода. Знание и умение организовать подачу различных сигналов с земли поисковому вертолету, подобрать и оборудовать временную посадочную площадку для вертолета, поместить пострадавшего в носилки, спущенные с вертолета, в случае невозможности его приземления в месте чрезвычайного происшествия – все это является одним из залогов успешного проведения поисково-спасательной операции.

P.S. Рассказ Марины, участницы похода, записал, дополнил, исправил, проиллюстрировал, а также написал заключение

Владислав Носырев

ФИО: Мистрюкова Алёна Сергеевна

Место работы: МБОУ СОШ №1 с.Сарыг-Сеп

Должность: Преподаватель -организатор ОБЖ

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 6

Урок № 15

Тема: Сигналы бедствия

УМК: учебник: Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник. - М.: Дрофа. 2014

Цель: Познакомить учащихся с международными сигналами бедствия

Цели урока:

Образовательные :

Актуализация теоретических знаний о способах подачи сигналов бедствия

Порядок и правила поведения в условиях автономного существования

Развивающие:

Развивать навыки устной речи (монологическая речь), чтения текста с охватом общего содержания, умения извлекать из текста информацию и последующего её анализа.

Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Воспитательные:

Воспитание общей культуры личности;

Воспитание чувства товарищества у подростков;

Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

формирование мотивации изучения ОБЖ;
Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их. уметь извлекать необходимую информацию при чтении текста. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Предметные результаты

Ученики научатся:

Подавать международные сигналы бедствия, принимать решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

Ученики получат возможность научиться:

делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

комментировать факты из прочитанного текста, кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией. Р аботать в паре, логически излагать свои мысли.

Тип урока: открытие новых знаний.

Используемые технологии: технология работы в сотрудничестве.

Используемые приемы и методы работы: прием «толстых и тонких вопросов», метод «зигзага», прием взаимообучения и самооценивания, фронтальная работа (работа с текстом), индивидуальная работа (монологические высказывания), групповая работа.

Оборудование: доска, раздаточный материал, проектор, ноутбук.

Структура и ход урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Время

1.Организационный момент

приветствие, фиксация отсутствующих;

Проверка подготовленности классного помещения;

Организация внимания школьников; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

. «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Садитесь. Прежде чем приступить к уроку я предлагаю вам дать себе установку: «Я нахожусь на уроке ОБЖ, готов к восприятию, изучению, пониманию учебного материала, а все остальное я смогу сделать позже!»

Включаются в деловой ритм урока.

2.Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

А теперь давайте попробуем все вместе понять чем же мы будем с вами заниматься на уроке?

Представьте себе, что вы оказались на острове. Вокруг красивая природа, море, тепло, поют птички. У вас прекрасное настроение! НО ОКАЗАЛОСЬ ЧТО ЭТОТ ОСТРОВ НЕОБИТАЕМ, А У ВАС С СОБОЙ НЕТ СОРЕДСТВ СВЯЗИ С ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ. Вдруг вы увидели в небе над островом самолет.

Давайте попробуем выяснить вместе с вами, что поможет нам привлечь внимание летчиков (пассажиров самолета) к себе?

Вспоминают, воспроизводят уже имеющиеся знания (разведение костра, добыча пищи, обеспечение водой, сооружение временного жилища и т.д)

отвечают на вопросы, делают выводы

Ученики воспроизводят имеющиеся знания; делают вывод, что знаний по данной теме недостаточно.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы .

Тема: Сигналы бедствия

Цель: умение подавать сигналы бедствия

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4.Открытие нового знания.

ХОРОШЕЕ НАЧАЛО!

Кто вспомнит чем мы можем подать сигналы
Костер, дым, башни рации, телефоны и т.д.

Таким образом - можно воспользоваться сигнальным костром.
Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения.
Понятно, что, если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного.
И наоборот, костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности - виден издалека.

Лучше приготовить не один костер, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50 м.

Как правильно сложить сигнальный костёр? Основа любого сигнального костра - самый обыкновенный костёр «колодец». Но следует учесть,что ваш костёр должен иметь достаточно большой размер: не менее одного квадратного метра. В основании «колодца» разумнее положить толстые брёвна. Между брёвнами лучше всего сложить «шалаш»: он обеспечит высокую температуру пламени для разгорания «колодца».


А как поступить, если Вы находитесь в лесу?

Дым от костра – тоже хорошее средство для подачи сигнала. В пасмурную погоду хорошо заметен темный дым, который получается, если добавить в костер куски резины, покрышек, пластик, зеленые листья, ельник. А светлый дым хорошо различим в ясную погоду – для его получения нужно добавить мокрый мох, траву, ветки в разгоревшийся уже костер.

Американский художник Самюэль Финли Бриз Морзе в 1835 г. изобрёл удивительно простую систему связи - азбуку Морзе. Первоначально она состояла из трёх символов: точка, короткое тире и длинное тире. И лишь в 1851 г. на конференции европейских стран все коды были переведены на два знака: точка и тире. Буквы SOS не имеют никакой расшифровки. Они просто были выбраны Международной радиотелефонной конвенцией как наиболее простая, быстрая и отчётливая комбинация (три точки, три тире, три точки).

Итак, давайте приступим. Попробуем прохлопать сигнал (слайд … --- …). - (2-3 раза). Как видим – ничего сложного он не представляет.

СИГНАЛ S0S МОЖНО ВЫЛОЖИТЬ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ ЛЮБЫМИ ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ Длина символа должна быть не менее 6м, ширина – не менее 0,5м.

Помимо сигнала бедствия SOS существуют еще и сигналы бедствия передаваемые жестами их 12 .

А также международные символы бедствия.

5.Первичное осмысление и закрепление знаний

Конечно для проверки как в ы усвоили новую тему предлагаю решить ситуационные задачи. печатный вариант выдается каждому учащемуся.

Выполняют задание в группе.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывают в дневник домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают.

7.Рефлексия

Ученикам предлагается подвести итог урока. Организует самооценку учебной деятельности.

Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.

Сегодня на уроке я узнал?

мне было трудно?

Наш урок подходит к концу. я думаю, что с поставленной целью мы с вами справились. ну и конечно главным итогом нашего с вами урока являются не оценки которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

Размышляют, отвечают, слушают.

Групповая работа

Вариант № 1.

А) Б) В)

Г) Д)

А) Б) В) Г)

А)Нужны продукты и вода

Б) Идем в этом направлении

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Нужны медикоменты

Д) Не понял

Вариант № 2.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач

Б) Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения

В) Вас не понял, повторите сигнал

Г) Требуется оружие и боеприпасы

Д) Пытаемся взлететь

Вариант № 3.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма

Б) Требуются карта и компас

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Судно серьёзно повреждено

Д) Требуется карта и компас

1.Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач- Лежащая фигура человека лицом к верху

2.Нужны продукты и вода- Сидящая на корточках фигура человека

3.Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения- Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперед руками на уровне плеч

4.Идем в этом направлении- Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперед на уровне плеч в направлении движения

5.Здесь можно совершить посадку- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх и разведены несколько в стороны

6.Здесь садиться нельзя, опасно -Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята кверху и несколько отведена в сторону, другая рука опущена вниз вдоль туловища и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N - «нет».

7.Вас не понял, повторите сигнал.- Стоящая в полный рост фигура человека, руки подняты кверху и сложены крестообразно

8.Вас понял, выполняю- Стоящая в полный рост фигура человека, правая рука на уровне плеча вытянута в сторону, левая опущена вниз вдоль туловища

9.Требуются карта и компас- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз вдоль туловища

10.Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки на уровне плеч вытянуты в стороны

11.Нужны медикаменты- Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперед

12.Нужна радиостанция, питание к ней- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены

Для потерпевших, лишенных аварийно-спасательных средств, придумано множество способов аварийной сигнализации. Международная кодовая таблица – один из самых популярных, так что вспомним уроки ОБЖ.

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах – на склонах холмов, полянах. Размеры выкладываемых знаков в разных источниках описаны по-разному, но их рекомендуемая величина, согласно международному стандарту равна 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет – чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят. Если есть такая возможность, да и дурости у вас хоть отбавляй, можете выложить знак, размерами, превышающими 100х100 метров. Лётчики его заметят наверняка.
Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего. Из разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды и прочей ткани. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря – из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей.
Можно сигнал не выкапывать, а, например, выкопать с помощью лопаты или ножа. При этом, выкапываемую землю и дёрн нужно уложить вдоль траншеи, что увеличит ширину и заметность сигнала.

На снегу сигнал рисуется с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и подобным тёмным материалом. Только, вытаптывая траншеи на снегу, не надо топтаться рядом с ними, чтобы вместо четко читаемого сигнального знака не получить бессмысленный узор из десятков идущих в разные стороны дорожек и тропинок. Подходить к строительной площадке следует только с одной стороны и только по одной, заранее обозначенной тропинке.
Во всех случаях нужно стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более тёмными и наоборот.
Каждый знак кодовой таблицы имеет одно единственное, известное пилоту поискового самолёта, значение.
Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.
Вообще нужно заметить, что в аварийной ситуации нельзя ограничиваться установкой одного-двух сигналов. Сигнализация должна быть разнообразной и, если можно так выразиться, многоступенчатой, только тогда она действенна. Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, лётчик более внимательно осмотрит местность, заметит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру. Снизившись, разберёт сигналы кодовой таблицы и дым от сигнального костра и наконец, рассмотрит самих людей.

Каждый человек должен знать, что такое международные сигналы бедствия. Ведь несмотря на то, что сегодня все хорошо, мы не знаем, что приготовила нам жизнь на завтра. Именно поэтому столь важно обезопасить себя и разобраться в системе знаков.

Сигнал SOS

Сигнальные знаки и коды считаются общепринятыми для всех государств, языков и служб спасения. Поверьте, ни одна спасательная служба не перепутает знаки, которые вы пытаетесь донести.

Сигнал SOS считается зовом о помощи, так как с английского языка переводится как «Спасите наши души». Такой сигнал можно передавать по-разному, от этого его смысл не меняется. Например, три данные буквы можно выложить из камней на пляже, или же с помощью веток на большой открытой поляне.

Сигнал SOS можно передать из корабля, написав три большие буквы на самой палубе. Данный сигнал можно передать и используя при этом прерывистый сетевой сигнал или радиопередатчик. Обязательно запомните такой код: три тире, три точки, три тире.

Универсальные сигналы

Международные сигналы бедствия одинаковы для каждой страны. Поэтому где бы вы ни оказались, смело используйте их. Так помощь придет намного быстрее.

Если вы находитесь в горах, то стоит использовать сигнал «шесть-один». То есть сначала должно быть шесть коротких знаков, а затем пауза. При этом сигналы можно подавать любыми доступными средствами. Например, можно использовать свисток или Поэтому если вы отправляетесь в горы, обезопасьте себя и возьмите данные предметы.

Международные сигналы бедствия, используемые не в горах, называются «три-один». То есть сначала подается три коротких сигнала, затем продолжительная пауза. Очень важно подавать знаки правильно, чтобы они были опознаны именно как сигналы бедствия. Если вы используете свисток или фонарик, то подайте три коротких четких знака, после чего сделайте минутную паузу. Затем повторяйте сигналы снова.

Как звать на помощь в лесу

Если вы потерялись в лесу, отчаиваться точно не стоит. Даже в столь необитаемом месте можно дождаться помощи. Используя международные сигналы бедствия в лесу, можно обратить внимание спасателей.

Самым эффективным и заметным сигналом считается разведение костра. Дров в лесу уж точно хватает. Главное, отправляясь в поход, захватить с собой большое количество спичек.

Конечно, эффективность костра зависит от места его разведения. Если вы будете разжигать его на дне ущелья или в лесной чаще, толку от него будет немного, и вряд ли вы сможете привлечь этим внимание.

Другое дело - разжечь костер на хорошо просматриваемой открытой местности. Для этого идеально подойдет лесная полянка или же возвышающийся холм. Бывало много случаев, когда в хорошую безветренную погоду дым от костров поднимался на расстояние около пятидесяти километров над уровнем земли. Однако чтобы достичь такого эффекта, сам костер должен иметь немалые размеры.

Обратите внимание на то, что если вы разожжете только один костер, заметивший его человек может не догадаться о том, что вы находитесь в опасности. Международным же сигналом бедствия будут считаться три костра, разожженных на одной вертикальной линии или выложенных в виде треугольника.

Расстояние между кострами не должно быть меньше пятидесяти метров. При этом приготовьте большие запасы сухого полена, ведь будет очень обидно, если в самый нужный момент оно закончится, и вы останетесь незамеченными.

Международные спасательные сигналы на корабле

Если вы оказались в безвыходном положении на корабле, то обратите внимание на такие спасательные сигналы, которые одинаково расшифруются в любом месте, куда бы вы ни попали:

  • если есть обязательно ее используйте;
  • сделайте открытое пламя, при этом следите за тем, чтобы оно не распространилось по кораблю;
  • переверните государственный флаг;
  • подайте флажковый сигнал;
  • используйте непрерывные звуки, которые могут производить любые аппараты, подающие туманные сигналы;
  • медленно поднимайте и опускайте руки, разведенные в стороны.

Таблица сигналов

Международная таблица сигналов бедствия поможет передать нужные коды. Для этого знаки нужно выкладывать на открытых полянах или на склонах холмов. Чем большего размера будут знаки, тем большая вероятность того, что их заметят с большой высоты.

Знаки можно делать из всего, что попадается под руку: из кусков одежды, камней, веток. На берегу моря это можно сделать с помощью водорослей или же гальки. В любом случае очень важно добиться цветового контраста.

В какую бы ситуацию вы ни попали, не отчаивайтесь. Где бы вы ни оказались: в горах, в лесу или в море, вы можете воспользоваться спасательными знаками, и вам обязательно помогут. Отправляясь в поход в горы или в лес, не забудьте прихватить с собой фонарик, свисток и спички. Постарайтесь дать о себе знать как можно лучше.

На прошлом уроке вы узнали, как действовать, если произошла авария транспортного средства в безлюдной местности. Вы помните, что одно из первых приготовлений, которые стоит сделать в таком случае, - подумать о подаче сигналов о спасении. Сегодня мы обсудим, как именно можно подавать сигналы о бедствии.

Вы уже знаете, что, отправляясь в путешествие, обязательно нужно сообщить родным и близким маршрут вашего движения и приблизительное время возвращения. Если вы не вернетесь вовремя - это будет сигналом для них о начале поисков.

Если есть мобильный телефон, естественно, сразу нужно позвонить и сообщить о своем местонахождении. Если же он поврежден или разряжен, стоит поискать специальные средства подачи сигналов бедствия: сигнальные ракеты, факелы, трассирующие пули, эти средства выпускают в воздух ярко-оранжевый или ярко-малиновый дым (рис. 1).

Рис. 1. Сигнальная ракета ()

Применять их надо в крайнем случае, когда есть уверенность, что этот сигнал кто-то заметит и поймет.

Автор азбуки Морзе

Часто, когда говорят о крушениях на кораблях, вспоминают азбуку Морзе, или «морзянку». Азбука Морзе - способ кодирования информации последовательностью длинных и коротких сигналов, т. н. «точек» и «тире». История изобретения этой азбуки очень интересна.

В 1832 г. С. Морзе впервые подумал, что можно передавать сигналы с помощью электромагнитной индукции. Он тут же набросал несколько чертежей аппарата, с помощью которого это было бы возможно. И в сентябре 1837 г. продемонстрировал его в работе (рис. 2). Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.

Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе, и первое сообщение было послано в 1844 г., его текст гласил: «Чудны дела твои, Господи!».

Итак, телеграфный аппарат был изобретен. Чтобы как-то понять передаваемые сообщения, пришлось изобретать и азбуку. Исходная таблица «кода Морзе» сильно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат в эфире, она была слишком сложна. Здесь и проявил свою смекалку Альфред Вейл - партнер Самюэля Морзе по бизнесу. Он придумал пятизначный код для букв, а также цифровой код.

Рис. 2. Передатчик Морзе ()

Собственно азбукой Морзе код начал называться только с Первой мировой войны. В 1848 году код Вейля был усовершенствован немцем Герке. Именно этим кодом пользуются до сих пор. Если принять во внимание эти факты, то знакомое сочетание «азбука Морзе» следовало ради справедливости заменить на «азбуку Вейля - Герке». Но такова жизнь, кем-то подхваченное звучное выражение «азбука Морзе», «морзянка» до сих пор ходит по планете.

Если у вас в распоряжении нет ничего из перечисленных выше средств, вы можете воспользоваться костром. Костер - самая древняя сигнальная система, но до сих пор сигнальные костры и сигнальный дым считаются лучшими средствами подачи сигналов бедствия.

Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия (рис. 3).

Рис. 3. Схемы расположения сигнальных костров ()

Что значит сигнал SOS

Вы неоднократно могли слышать, что потерпевшие бедствие суда передают сигнал SOS (рис. 4). А что значит этот сигнал?

В 1904 году фирма Marcony Int. Company предложила ввести единый сигнал, извещающий о бедствии на судне. Он состоял из букв CQ (come quick - «приходите быстро»). Потом была добавлена еще одна буква D (danger - «опасность»), и сигнал стал звучать как CQD - «приходите быстро, опасность». Он был утвержден 3 октября 1906 года представителями 29 стран.

Позже стало ясно, что сигнал CQD очень неудобен для передачи: в нем слишком много знаков. Поэтому было предложено заменить его на самое простое сочетание букв SOS. Такой сигнал представляет собой комбинацию «. . . — — — . . .» (три точки, три тире, три точки) и воспроизводится без пауз в отличие от других сигналов. Так и родился всемирно известный крик о помощи, который потом начал обрастать легендами и расшифровываться как Save Our Souls (спасите наши души) или Save Our Ship (спасите наш корабль).

Рис. 4. SOS - сигнал бедствия ()

С тех пор сигнал SOS является общепризнанным международным сигналом о бедствии, на этот крик о помощи должны откликаться все проходящие суда, которые его услышали.

Хорошим сигналом считается дым. В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь, чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костёр свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут черный дым (рис. 5).

Рис. 5. Дым - хороший сигнал ()

Зажигать костер надо, когда услышите звук вертолета или другой спасательной техники. Ночью костер следует поддерживать постоянно. Зимой костры закрывают от снега лапником.

Свисток - весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов. Свист слышно в два-три раза дальше, чем крик. И свистом вы сможете отогнать диких животных.

В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка, обертка от шоколадки или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов (рис. 6).

Рис. 6. Сигнальное зеркало ()

Световой «зайчик» при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния - на обычной местности за 60 километров, а в пустыне даже за 160.

Спасателями разработана и используется международная кодовая таблица сигналов бедствия (рис. 7).

Рис. 7. Международная система подачи сигналов бедствия ()

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах - на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов - не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование - они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т. д. Вы можете снять дерн с земли или протоптать сигнал в снегу.

Бутылочная почта

У многих писателей в книгах о путешествиях описывается то, как люди вылавливали из моря письмо в бутылке. До сих пор иногда используют бутылочную почту.

В пустые бутылки закладываются записки с указанием даты и места и обстоятельств аварии. Бутылки герметизируют и бросают в воду на волю случая. Известно несколько случаев, когда благодаря подобному способу потерпевших бедствие обнаруживали и спасали.

Результативность данного способа аварийного оповещения зависит от количества сброшенных в воду бутылок и их внешнего вида. Последний должен быть как можно более привлекательным, чтобы почтовую бутылку не приняли за бесполезный мусор. Наверное, проще всего этого добиться, если завернуть письмо в несколько денежных купюр, чтобы они просвечивали сквозь стекло (рис. 8).

Рис. 8. Бутылка с посланием ()

Текст сообщения лучше писать простым графитовым карандашом, а не чернильной ручкой, тогда даже при попадании внутрь бутылки воды текст не расплывется и останется читаемым.

Легенда гласит, что изобретателем такого способа сообщения был греческий философ Теофраст, который примерно в 310 г. до н. э. бросил за Гибралтаром несколько запечатанных сосудов с записками, чтобы доказать, что вода из Атлантического океана поступает в Средиземное море. Спустя несколько месяцев один из сосудов был найден на Сицилии.

С той поры в истории описано множество случаев использования бутылочной почты.

Если нет возможности развести костер, использовать сигнальную ракету или зеркало, при появлении поискового авиасредства надо размахивать светлым предметом на темном фоне или темным предметом на светлом фоне.

Обычная ошибка растерявшихся людей, попавших в экстремальную ситуацию, - при первых звуках мотора использовать одновременно все сигнальные средства.

Сигнал - это шанс на спасение, поэтому нельзя тратить все средства подачи сигналов единовременно.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. - 1-е изд. - М: Изд-во АТС, 1996. - 160 с.
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - 2012, 209 с.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. Tatveteran.ru ().
  3. Youtube.com ().

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 7 на стр. 53. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. Какой из сигналов бедствия можно использовать, если оказался зимой в лесу? Почему именно этот сигнал?
  3. * Придумайте, какие предметы подходят для подачи сигналов бедствия. Изобразите эти предметы.


top