Рассмотрим работу и назначение отдельных узлов функциональной схемы СПУ-7 (рис.2) при выходе абонента на различные виды связи.
Выход абонента на внешнюю связь. Для выхода абонента на внешнюю связь необходимо на абонентском аппарате переключатель «СПУ-Радио» установить положение «Радио», а переключатель радиосредств - в положение требуемой радиостанции. При этом телефоны авиагарнитуры абонента подключаются к выходу приемника выбранной радиостанции через обмотку 4-8 трансформатора ТрЗ, контакты 3- реле Р20 и контакты галеты в переключателя радиосредств Пр9. Сигнал приемника будет прослушиваться с номинальной громкостью и регулироваться потенциометром R4 «Общая». Одновременно телефоны подключаются к выходу усилителя СПУ через контакты переключателя «Сеть», контакты 3-5 реле Р2 и понижающий трансформатор ТрЗ. Сигнал внутрисамолетной связи будет прослушиваться с пониженной громкостью и регулироваться потенциометром R5 «Прослушивание»..
При передаче сообщения ларингофоны абонента подключаются к входу передатчика выбранной радиостанции через контакты 1 кнопки «Радио», контакты 2--4 переключателя «СПУ - Радио» и контакты галеты а переключателя радиосредств. По этой же цепи из схемы радиостанции на ларингофоны подастся напряжение питания 3-7,5 В.
Одновременно напряжение -27 В через контакты 1-3 переключателя «СПУ-Радио», контакты 2 кнопки «Радио» и контакты галеты б переключателя радиосредств подается в пусковую цепь выбранной радиостанции и она переводится в режим передачи.
Выход абонента в сеть внутренней связи. Для выхода абонента в сеть внутренней связи переключатель «СПУ-Радио», устанавливают в положение «СПУ», а переключатель «Сеть» - в положение требуемой сети («1» или «2»). При этом напряжение - 27 В подается на реле Р2 и Р20 через контакты 1-5 переключателя «СПУ-Радио» и реле включаются. Телефоны абонента подключаются к выходу усилителя СПУ выбранной сети через контакты 3 - 4 реле Р20 и контакты переключателя «Сеть». Сигнал внутрисамолетной связи будет прослушиваться с номинальной громкостью и регулироваться потенциометром R4 «Общая». Одновременно на телефоны подается сигнал с выхода приемника радиостанции или навигационного устройства (в зависимости от положения переключателя радиосредств) через контакты галеты в переключателя радиосредств ПР9, контакты 3-4 реле Р2 и трансформатор ТрЗ. Этот сигнал прослушивается с пониженной громкостью и регулируется потенциометром R5 «Прослушивание».
При передаче сообщения нажимается кнопка «Радио» и ларингофоны абонента подключаются к входу усилителя СПУ выбранной сети через контакты 1 кнопки «Радио», контакты 2--6 переключателя «СПУ-Радио» и контакты переключателя «Сеть». По этой цепи из схемы усилителя СПУ на ларингофоны подается напряжение питания 4,5 В. Последние подключаются к входу усилителя СПУ через ограничительные резисторы R1 и Rl3 (180 ом), которые служат для ограничения величины тока, протекающего через ларингофоны, и для уменьшения шунтирующего действия включенных ларингофонов других абонентов.
Переход абонента с внешней на внутреннюю связь с помощью кнопки «СПУ». Кнопка «СПУ» обеспечивает быстрый переход с внешней на внутреннюю связь независимо от положения переключателя рода работ «СПУ-Радио». Поэтому кнопка устанавливается обычно только у пилотов.
При нажатии кнопки «СПУ» ларингофоны абонента подключаются через контакты 1 кнопки к входу усилителя СПУ (той сети, в положении которой установлен переключатель «Сеть»).
Через контакты 2 кнопки «СПУ» напряжение -27 В подается на реле Р2 и Р20, которые срабатывают и подключают телефоны абонента к выходу усилителя СПУ и через трансформатор ТрЗ, к выходу приемника радиостанции или навигационного устройства. Как и в случае выхода в сеть внутренней связи с помощью кнопки «Радио» сигнал внутренней связи будет прослушиваться с номинальной громкостью, а сигнал внешней связи - с пониженной громкостью.
Циркулярный вызов. Циркулярная связь осуществляется путем нажатия кнопки «ЦВ» и обеспечивает передачу сигнала вызова или других сообщений всем членам экипажа независимо от того, какому виду связи соответствует положение переключателей на их абонентских аппаратах.
При нажатии кнопки «ЦВ» напряжение + 27 В подается через контакты 2 кнопки на реле Р8, Р21 и общий провод циркулярной связи, К которому подключены реле Р8 и Р21 всех абонентских аппаратов СПУ -7. При этом во всех абонентских аппаратах срабатывают реле Р8, Р21. При этом напряжение - 27 В через контакты 3-4 реле Р21 подается на реле Р2 и Р20, которые срабатывают и подключают телефоны всех членов экипажа к выходам усилителей СПУ и через понижающие трансформаторы ТрЗ к выходам приемников радиостанций или навигационных устройств. Сигнал циркулярной связи будет прослушиваться с номинальной громкостью, а сигнал внешней связи с понижение громкостью. Контакты 3-4 реле Р8 соединяют параллельно входы обеих усилителей СПУ.
Ларингофоны абонента, нажавшего кнопку «ЦВ», подключаются к входам обоих усилителей СПУ через контакты 1 кнопки «ЦВ», контакты переключателя «Сеть» и контакты 3-4 реле Р8. Этим обеспечивается прослушивание сигнала циркулярной связи в обоих сетях внутренней связи. Кнопка «ЦВ» должна удерживаться нажатой до окончания передачи сообщения.
Цепь сигналов специального назначения. В переговорном устройстве СПУ -7 предусмотрена возможность подачи непосредственно на телефоны абонентов сигналов специального назначения, например опасной высоты, отметки времени и др. Эти сигналыI прослушиваются с максимальной громкостью одновременно с сигналами внешней и внутренней связи.
Сигнал специального назначения подается на абонентские аппараты через разделительный трансформатор. При этом напряжение сигнала, поступающее на телефоны, не должно превышать 40 В, а выходное сопротивление разделительного трансформатора должно бьпь не менее 1 О 000 Ом на частоте 1000 Гц. Трансформатор в комплект СПУ -7 не входит и является принадлежностью устройства, которое служит источником сигнала специального назначения. Выходное устройство сигнала специального назначения должно подключаться к схеме СПУ на время подачи сигнала.
Усилитель СПУ-7
Усилитель СПУ -7 (рис. 3) состоит из двух каскадов, которые выполнены по двухтактной схеме с общим эмиттером и трансформаторной связью между каскадами. Такая схема имеет большой коэффициент усиления и к.п.Д., вносит небольшие нелинейные искажения и обеспечивает устойчивую работу усилителя при изменении температуры окружающей среды в широких пределах.
Первый каскад усилителя собран на маломощных германиевых транзисторах ПП12 и ПП14 типа МП14Б. Напряжение звуковой частоты от ларингофонов подается на базы транзисторов первого каскада через входной трансформатор Тр8, усиливается и через переходной трансформатор Тр21 поступает на второй каскад. Переходный трансформатор согласует большое выходное сопротивление (десятки кОм) первого каскада с малым входным сопротивлением (десятки Ом) второго каскада. Последний собран на мощных германиевых транзисторах ПП26 и ПП27 типа МП4Б. Со второго каскада сигнал подается в схему СПУ через выходной трансформатор Тр35 и контакты 3---4 разъема. для поддержания постоянства выходного напряжения усилителя при изменении величины нагрузки оба каскада охвачены отрицательной обратной связью по напряжению. Напряжение обратной связи подается с трансформатора Тр35 на эмиттеры транзисторов первого каскада через резисторы RЗ1, RЗ2. для уменьшения нелинейных искажений в температурной стабилизации режима транзисторов в обоих каскадах введена глубокая отрицательная обратная связь по току (R17, R18, R29 и R30). Резисторы R13 и R28 несколько уменьшают отрицательную обратную связь по току. Переменный резистор R11 позволяет производи плавную регулировку входного напряжения и шунтирует вторичную обмотку входного трансформатора, уменьшая влияние разброса параметров трансформатора на характеристики усилителя. Резистор
R1 обеспечивает симметрирование плеч схемы и более плавную регулировку усиления, аналогичные функции выполняет резистор R25. Конденсаторы С9, С19 и С34 осуществляют подъем частотной характеристик:", усилителя в области 2200--3000 Гц. Резистор R15 и конденсаторы С16, С38 уменьшают глубину отрицательной обратной связи в области высоких частот, т. е. обеспечивают дополнительный подъем частотной характеристики усилителя. Стабилитрон Д4 является источником напряжения питания ларингофонов (4,5 В). Напряжение с диода Д4 подается на ларингофоны через обмотку 1-3 входного трансформатора, контакт 1 разъема и схему СПУ. Дроссель Др2 и конденсатор СЗ образуют фильтр в цепи питания усилителя. Диод Д1 обеспечивает защиту транзисторов усилителя от случайного изменения полярности напряжений сети питания.
30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
Установленное на самолете радиооборудование гарантирует безопасность полета и предназначено для решения следующих задач:
обеспечения экипажа внутрисамолетной телефонной связью, а также радиосвязью с самолетами в воздухе и наземными пунктами управления воздушным движением;
определения навигационных элементов полета и ведения ориентировки в сложных метеорологических условиях независимо от времени суток и видимости земли;
обеспечения расчета захода и выполнения захода на посадку;
обеспечения экипажа информацией о грозовой деятельности, встречных самолетах и препятствиях по маршруту полета.
Радиооборудование самолета по его назначению и принципу действия делится на радиосвязное, радионавигационное и радиолокационное.
К радиосвязному оборудованию относятся самолетное переговорное устройство СПУ-7, самолетное громкоговорящее устройство СГУ-15, коротковолновая радиостанция Р-836, средневолновый передатчик, две ультракоротковолновые радиостанции Р-802.
Коротковолновая радиостанция Р-836 в составе передатчика Р-836 и приемника УС-8 устанавливается не на всех самолетах Ан-24. Средневолновый передатчик устанавливается на самолетах, которые летают в высоких широтах. При его наличии он вместе с упомянутым приемником УС-8, имеющим средневолновый диапазон частот, образует средневолновую приемо-передающую радиостанцию.
В состав радионавигационного оборудования входят радиовысотомер РВ-УМ, два радиокомпаса АРК-П и самолетное оборудование системы посадки СП-50М (курсовой радиоприемник КРП-ФМ, глиссадный радиоприемник ГРП-2М и маркерное радиоприемное устройство МРП-56П).
На самолетах первых выпусков взамен радиовысотомера РВ-УМ и радиокомпасов АРК-11 установлены соответственно радиовысотомер РВ-2 с приставкой сигнализации СВР и радиокомпасы АРК-5 с системой электродистанционного управления (ЭДУ).
К радиолокационному оборудованию относится радиолокационная станция РПСН-2 или РПСП-3. Для повышения их эксплуатационной надежности жизненно важные объекты радиооборудования дублированы. С этой целью установлено по два комплекта командных ультракоротковолновых радиостанций Р-802 и радиокомпасов, а на некоторых самолетах - и два усилителя самолетного переговорного устройства.
Пульты управления, индикаторные устройства систем радиооборудования установлены в кабине экипажа на местах, обеспечивающих экипажу удобство работы с этим оборудованием.
Антенные устройства большинства радиоаппаратуры выполнены в виде антенн закрытого типа и не создают аэродинамического сопротивления.
Исключение составляют антенны коротковолновой и средневолновой радиостанций, а также радиовысотомера.
Питание большинства радиоустройств осуществляется электроэнергией постоянного и переменного однофазного токов от бортовой сети. Радиолокационная станция питается также от бортовой сети трехфазного тока, радиовысотомер - только от сети однофазного тока, устройства СПУ-7 и СГУ-15 - только от сети постоянного тока.
Защита цепей питания радиоаппаратуры осуществляется бортовыми автоматами защиты и плавкими предохранителями типа СП, которые устанавливаются соответственно на щите АЗС, приборной доске радиста и на панели переменного тока. Кроме того , имеются плавкие предохранители на некоторых блоках радиоаппаратуры.
31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство СПУ-7
Абонентская гарнитура
обеспечивает внутрисамолетную телефонную связь, ведущуюся через СПУ-7, а также внешнюю радиотелефонную связь через установленные на самолете радиостанции.
В состав абонентской гарнитуры АГ-2 входят микрофон ДЭМШ-1А с микрофонным усилителем и комплект из двух телефонов типа ТА-56М.
Микрофонный усилитель собран на полупроводниковых триодах и усиливает напряжение звуковых частот, создаваемое микрофоном. Усилитель питается от той радиоаппаратуры, через которую ведется связь.
Гарнитура подсоединяется к абонентскому аппарату СПУ посредством шнура (электропроводов) и четырехштырькового полуразъема.
Назначение, состав и принцип действия СПУ-7. Самолетное переговорное устройство СПУ-7 предназначено для ведения внутрисамолетной телефонной связи между членами экипажа и подключения их гарнитур к установленным на самолете радиостанциям.
При помощи СПУ-7 члены экипажа могут осуществлять:
двустороннюю телефонную связь;
запуск радиостанций и двустороннюю связь через эти станции; прослушивание радиокомпасов;
прослушивание звукового сигнала достижения заданной высоты снижения, поступающего на телефоны от радиовысотомера при любых положениях органов управления СПУ;
прослушивание с пониженной громкостью внешней связи при работе на внутреннюю связь;
прослушивание с пониженной громкостью внутренней связи при работе на внешнюю связь;
плавное регулирование громкости в телефонах по внутренней и внешней сетям связи;
ведение связи с использованием выносного кабеля при обслуживании самолета на земле с абонентом, находящимся вне самолета.
На самолете в состав СПУ-7 входят: один или два усилителя; три или четыре абонентских аппарата;
кнопки «Радио» и кнопки «СПУ» - по одной с каждым абонентским аппаратом;
две соединительные колодки.
Усилитель СПУ служит для усиления напряжения низких (звуковых) частот, поступающего от микрофонных усилителей гарнитур при ведении абонентами передачи по внутрисамолетной сети связи. Он собран на полупроводниковых триодах. Один или два усилителя установлены на этажерке радиооборудования у шпангоута № 7. На абонентском аппарате СПУ-7 (рис. 25) размещены следующие органы управления и регулировок:
переключатель на два положения «СПУ - Радио» для включения гарнитуры абонента в сеть внутренней или внешней связи;
переключатель радиосвязей (галетный) на шесть положений для подключения гарнитуры абонента к установленным на самолете радиостанциям и радиокомпасам;
ручка реостата «Общая для регулировки громкости прослушивания связи, на которую установлен переключатель «СПУ - Радио»;
ручка реостата «Проел.» для регулировки громкости прослушивания связи, на которую не установлен переключатель «СПУ- Радио», т. е. связи, прослушиваемой с пониженной громкостью;
кнопка «ЦВ» («Циркулярный вызов»), которая обеспечивает по сети внутренней связи ведение передачи, прослушиваемой всеми абонентами с полной громкостью ;
переключатель «Сеть 1-2», положение которого на самолете не имеет значения.
Когда переключатель «СПУ - Радио» находится в положении «СПУ», телефоны абонента подключаются к выходу усилителя СПУ, поэтому связь, ведущаяся по внутрисамолетной сети, прослушивается абонентом с повышенной громкостью, регулируемой при помощи ручки «Общая». Одновременно телефоны абонента через трансформатор абонентского аппарата подсоединены к выходу приемника, на который установлен переключатель радиосвязей, вследствие чего в телефонах этот приемник прослушивается с пониженной громкостью, которая регулируется с помощью ручки «Прослушивание». Включить передатчик станции, т. е. вести радиопередачу, абонент не может.
При установке переключателя «СПУ - Радио» в положение «Радио» телефоны абонента подключаются к выходу приемника, на который установлен переключатель радиосвязей, и через трансформатор- к выходу усилителя СПУ. В результате этого в телефонах приемник прослушивается с полной, а связь внутренней сети - с пониженной громкостью (при условии, что передача по внутренней сети ведется не с помощью кнопки «ЦВ»). Громкость сигналов приемника и внутренней связи регулируют соответственно ручками «Общая» и «Прослушивание». Одновременно подготавливаются цепи включения соответствующего передатчика и подключения к нему микрофона абонента с помощью кнопки «Радио».
При нажатии кнопки «ЦВ» микрофон абонента подключается к входу усилителя СПУ, а телефоны всех абонентов - к выходу этого усилителя и одновременно через трансформаторы - к приемникам, на которые установлены переключатели радиосвязей абонентских аппаратов. Все абоненты прослушивают ведущуюся по внутренней сети передачу с полной громкостью и не могут вести радиопередачу. Таким образом, когда хотя бы одним абонентом нажата кнопка «ЦВ», то для всех абонентов это равнозначно тому, что переключатели «СПУ - Радио» их абонентских аппаратов установлены в положение «СПУ».
Абонентские аппараты размещены по одному на вертикальных панелях левого и правого пультов и на приборной доске радиста. При наличии на самолете четырех аппаратов один из них устанавливается у рабочего места штурмана.
Кнопка «Радио» предназначена для включения передатчика, на который установлен переключатель радиосвязей абонентского аппарата, и подключения к этому передатчику микрофона абонента при условии, что переключатель «СПУ - Радио» абонентского аппарата установлен в положение «Радио». Когда этот переключатель находится в положении «СПУ», микрофон при нажитии кнопки подключается к усилителю СПУ, т. е. при помощи , кнопки можно вести передачу по внутрисамолетной сети связи. Эта передача будет прослушиваться абонентами, ведущими радиосвязь с пониженной громкостью.
Кнопка «СПУ» предназначена для быстрого включения гарнитуры абонента в сеть внутрисамолетной связи. При ее нажатии происходят те же подключения, что и во время нажатия кнопки «Радио», когда переключатель «СПУ - Радио» находится в положении «СПУ», но уже независимо от положения этого переключателя. Таким образом, передачу по внутрисамолетной сети связи можно вести с помощью кнопок «СПУ», «ЦВ» или «Радио». В последнем случае нужно предварительно установить переключатель «СПУ - Радио» в положение «СПУ».
Для ведения радиосвязи необходимо переключатель «СПУ - Радио» установить в положение «Радио» и вести передачу при помощи кнопки «Радио». Кнопки «Радио» установлены по одной на штурвалах и в ножных тангентах под столиками радиста и штурмана, а кнопки «СПУ» - по одной на штурвалах, на приборной доске радиста и возле абонентского аппарата СПУ штурмана.
Соединительные колодки служат для электрического соединения усилителей и абонентских аппаратов СПУ, а также для подсоединения СПУ-7 к установленным на самолете радиоустройствам. Они расположены на потолке кабины экипажа слева, у шпангоута № 7.
Для подсоединения выносного кабеля при ведении связи на земле с абонентом, находящимся вне самолета, на правом борту самолета между шпангоутами № 1 и 2 в лючке установлен четырехштырьковый полуразъем.
С целью обеспечения связи по СПУ при обслуживании оборудования, расположенного в хвостовом негерметичном отсеке, в этом отсеке на этажерке радиооборудования установлен четырехштырьковый полуразъем, предназначенный для подсоединения абонентской гарнитуры.
Питание СПУ-7 осуществляется электроэнергией постоянного тока от аварийной шины приборной доски радиста. Цепи питания защищены двумя АЗС-2 «СПУ», которые расположены на этой приборной доске, а на самолетах последних выпусков - на верхнем щитке летчиков. СПУ-7 потребляет ток около 0,6 А.
Включение, предполетная проверка, использование СПУ-7. Самолетное переговорное устройство СПУ-7 необходимо включать перед запуском двигателей и выключать только после полета. Для его включения нужно включить АЗР-6 «Аварийная шина приборной доски радиста» и АЗС-2 «СПУ».
Для проверки работоспособности СПУ-7 следует переключатель «СПУ - Радио» на абонентском аппарате установить в положение «Радио» и с помощью кнопки «СПУ» установить связь с другим абонентом. Затем необходимо убедиться, что громкость этой связи плавно регулируется ручкой «Прослушивание». После этого следует установить двустороннюю связь при помощи кнопки «ЦВ» и удостовериться, что сигналы этой связи прослушиваются с повышенной громкостью, которая регулируется с помощью ручки «Общая». Во время проверки внутрисамолетной связи переключатель радиосвязей должен находиться в положении, которое соответствует включенному в работу радиоприемнику. Сигналы этого приемника должны с надлежащей громкостью прослушиваться в телефонах.
Проверка выхода на внешнюю радиосвязь через СПУ-7 и установленные на самолете радиоустройства осуществляется одновременно с предполетной проверкой этих устройств.
Положения переключателя радиосвязей на абонентском аппарате СПУ-7 соответствуют следующим радиоустройствам самолета:
«УКР» - УКВ-радиостанция № 1;
«СР» - средневолновая радиостанция;
«КР» - коротковолновая радиостанция;
«ДР» - УКВ-радиостанция № 2; .
«РК-1» - радиокомпас № 1;
«РК-2» - радиокомпас № 2.
Установив переключатель «СПУ-Радио» на абонентском аппарате в положение «Радио», следует проверить включение передающих и прослушивание приемных устройств.
С помощью ручки «Общая», расположенной на абонентском аппарате СПУ, регулируется в основном громкость сигналов связи, прослушиваемых в телефонах с полной громкостью. Но от ее положения , прослушиваемых в телефонах с пониженной громкостью. В связи с этим перед полетом нужно сначала ручкой «Общая» установить требуемую громкость связи, на которую установлен переключатель «СПУ - Радио», а затем ручкой «Прослушивание» отрегулировать уровень сигналов связи, прослушиваемых с пониженной громкостью.
Перед полетом и в полете не следует ручку «Прослушивание» поворачивать до крайнего положения против хода часовой стрелки, так как при таком ее положении сигналы связи пониженной громкости в телефонах могут совсем не прослушиваться. В дальнейшем это приведет к тому, что при необходимости установить внутрисамолетную связь с. таким абонентом его нужно будет вызывать при помощи кнопки «ЦВ», и другие абоненты не смогут в это время вести передачу по сети внешней радиосвязи.
Абонентам, которые в полете ведут радиосвязь, рекомендуется устанавливать переключатель «СПУ - Радио» на все время полета в положение «Радио», а внутрисамолетную связь вести при помощи кнопки «СПУ». Если абонент, вызываемый на связь с помощью кнопки «СПУ», не отвечает, нужно нажать кнопку «ЦВ» и вызвать его.
Абонент, получивший циркулярный вызов, должен ручкой «Прослушивание» увеличить громкость в телефонах или установить переключатель «СПУ - Радио» в положение «СПУ», после чего он будет с достаточной громкостью прослушивать передачу, ведущуюся другими абонентами по внутрисамолетной сети при помощи кнопок «СПУ».
32. Самолетное громкоговорящее устройство СГУ-15
Самолетное громкоговорящее устройство СГУ-15 предназначено для передачи сообщений в пассажирский салон летчиками или бортпроводником, ведения двусторонней телефонной связи летчиками и бортпроводником, а также обеспечивает летчикам прослушивание сигналов внешней и внутрисамолетной связи с использованием громкоговорителей.
Состав и размещение на самолете агрегатов самолетного громкоговорящего устройства СГУ-15 следующие:
усилитель У-15 - под полом кабины экипажа слева между шпангоутами № 5-7;
два усилителя У-2 - в кабине экипажа на этажерке радиооборудования у шпангоута № 7;
два щитка летчиков - один на вертикальной панели левого пульта и один - на фонаре кабины экипажа справа, возле верхнего щитка;
три микрофона типа ДЭМШ с микрофонными усилителями и кнопками - по одному на пультах летчиков и один - у рабочего места бортпроводника;
15 динамиков - по одному справа и слева на фонаре кабины экипажа и 13 - на панелях по правому и левому бортам пассажирского салона;
восемь согласующих трансформаторов - возле громкоговорителей;
щиток бортпроводника и микрофонная трубка типа ТАИ-43 - у рабочего места бортпроводника.
Устройство СГУ-15 питается от основной шины бортовой сети постоянного тока и потребляет ток не более 2 А. Цепь его питания защищена АЗС-5 «СГУ», который установлен на щите АЗС и одновременно служит выключателем. Перед ведением связи через С ГУ-15 необходимо включить его электропитание.
На щитке летчика (рис. 26) имеются ручка «Дин.» для регулировки громкости сигналов, прослушиваемых через громкоговоритель, и переключатель на три положения: «Пасс», «СПУ» и «БП». С целью обеспечения качественной передачи при пользовании микрофоном СГУ его следует располагать на расстоянии 1-2-см от угла рта и повернутым на угол 20-30° относительно лица говорящего.
Для ведения летчиком внешней радиосвязи через СГУ-15 необходимо:
на абонентском аппарате СПУ-7 подключиться к нужному радиоустройству;
на щитке летчика переключатель установить в положение «СПУ».
Передачу Можно вести через микрофон гарнитуры, нажимая кнопку «Радио», или через микрофон комплекта СГУ-15, нажимая на нем кнопку.
Связь прослушивается через телефоны и громкоговорители. Громкость в телефонах можно регулировать с абонентского аппарата СПУ, в громкоговорителе - ручкой «Дин.» со щитка летчика. Если переключатель «СПУ - Радио» на абонентском аппарате СПУ установить в положение «СПУ», то аналогично можно вести связь по внутрисамолетной сети.
Для оповещения пассажиров летчиком необходимо переключатель на щитке летчика установить в положение «Пасс.» и вести передачу через микрофон СГУ. При этом через громкоговоритель прослушиваются с пониженной громкостью как эта передача, так и связь , ведущаяся по внутрисамолетной и внешней сетям. Одновременно, через телефоны гарнитуры связь прослушивается как обычно при ее ведении через СПУ.
Когда хотя бы на одном щитке летчиков переключатель находится в положении «Пасс», бортпроводник отключается от сети оповещения пассажиров.
Для ведения двусторонней связи летчика с бортпроводником необходимо:
переключатель «Сеть 1-2» на абонентском аппарате СПУ установить в положение «Сеть 1»; переключатель на щитке СГУ летчика установить в положение «БП»;
вызвать бортпроводника нажатием лампы-кнопки его вызова; вести передачу через микрофон СГУ.
В случае вызова летчика бортпроводником (загорается лампочка «Бортпроводник» на правом пульте) летчик ведет связь с ним аналогично.
Если переключатели на щитках СГУ обоих летчиков находятся в положении «БП» и переключатели радиосвязей на всех абонентских аппаратах СПУ установлены в одинаковое положение, то разговор по сети летчик - бортпроводник прослушивается в телефонах бортрадиста и штурмана без возможности регулировки громкости на их абонентских аппаратах СПУ. Для возможности регулировки необходимо переключатель радиосвязей хотя бы на одном абонентском аппарате СПУ установить в другое положение.
33. Радиоприемное устройство УС-8
Назначение, состав и основные характеристики.
Радиоприемное устройство УС-8 предназначается для приема на слух радиотелефонных и радиотелеграфных сигналов. Устройство УС-8 вместе с передатчиком Р-836 образует коротковолновую приемопередающую радиостанцию.
Рис. 27. Пульт управления приемником УС-8:
1
- кнопка переключения пультов; 2
- ручка «Настройка»
В состав радиоприемного устройства УС-8 входят приемник, два пульта управления, переключатель пультов и блок питания.
Приемник включает в себя супергетеродинный радиоприемник и основную часть системы дистанционного управления. Пульты управления (рис. 27) по назначению и.устройству аналогичны и предназначены для дистанционного управления приемником.
Переключатель пультов представляет собой релейное устройство и обеспечивает переключение управления приемником на один или другой пульт.
Блок питания включает в себя трансформатор и выпрямитель и предназначен для преобразования переменного напряжения 115 В частотой 400 Гц бортовой сети в постоянные и переменные напряжения, необходимые для питания приемника. Приемник, блок питания и переключатель пультов расположены в кабине экипажа справа между шпангоутами № 4-6.
Радиоприемное устройство УС-8 имеет средневолновый и коротковолновый диапазоны. Питание устройства осуществляется от основных шин бортовой сети постоянного и переменного однофазного токов. Потребляемый постоянный ток - не более 6,5 А, переменный- около 1,2 А; Цепи питания защищены: по постоянному току - АЗС-2 «ПРМ KB», установленным на щите АЗС, по переменному току - предохранителем СП-2, расположенным на панели переменного тока. Кроме того, на каждом пульте управления установлено по одному предохранителю на 5 и на 2 А, которые защищают цепи питания приемника соответственно по постоянному и переменному току.
Принцип работы. Приемник УС-8 предназначен для приема радиотелефонных амплитудно-модулированных и радиотелеграфных
сигналов.
Он собран по супергетеродинной схеме с одним преобразованием частоты.
Приемник амплитудно модулированных сигналов выполняет следующие основные функции:
из всех принятых антенной сигналов выделяет сигнал той полосы частот, на которую он настроен;
усиливает выделенное напряжение до величины, которая необходима для нормальной работы детектора;.
детектирует усиленное напряжение, т. е. выделяет из него напряжение низких (звуковых) частот;
усиливает напряжение звуковых частот до величины, необходимой для нормальной работы выходного устройства (в простейшем случае - телефонов или громкоговорителя).
Таким образом, основными функциями приемника являются выделение полезного сигнала и его усиление.
Для характеристики свойства приемника выделять сигнал, на частоту которого он настроен, пользуются понятием избирательности приемника. Избирательность обеспечивается колебательными контурами.
Усиление колебаний в приемнике осуществляется при помощи усилителей, собранных на электронных лампах или полупроводниковых триодах.
Для того чтобы приемник обеспечил прием малых сигналов и, следовательно , связь на большие расстояния, он должен обладать возможно лучшей избирательностью и большим усилением. Однако получить хорошую избирательность с помощью контуров, настроенных на сравнительно высокую частоту принимаемого сигнала, а также обеспечить нужное усиление высокочастотного напряжения технически трудно. В связи с этим в большинстве приемников осуществляют преобразование частоты, т. е. преобразуют напряжение высокой частоты принятого сигнала в напряжение более низкой, так называемой промежуточной частоты. При этом модуляция колебаний сохраняется, т. е. полезный в конечном счете сигнал остается неизменным. Радиоприемник, в котором применено преобразование частоты, называется супергетеродинным.
Рассмотрим назначение элементов структурной схемы приемника УС-8 (рис. 28). Входная цепь представляет собой колебательный контур и обеспечивает
Рис. 28. Структурная схема приемника УС-8
предварительную избирательность, т. е. частично подавляет помехи, выделяя полезный сигнал. Последовательно с антенной и входной цепью включен конденсатор переменной емкости. Величина емкости конденсатора изменяется при помощи нажимного переключателя «Подстройка антенны», установленного на пульте управления, и электродвигателя, который расположен в приемнике и вращает ротор конденсатора. В зависимости от того, в какую сторону нажат переключатель, изменяется направление вращения ротора электродвигателя, что обеспечивает увеличение или уменьшение емкости конденсатора. Этим осуществляется подстройка входа приемника, которая необходима в связи с тем, что параметры антенны зависят от ее длины и частоты принимаемого сигнала.
Таким образом, при перестройке приемника по частоте следует подстраивать также его вход.
Усилитель напряжения высокой частоты (УВЧ) усиливает напряжение принятого сигнала и одновременно его контуры улучшают избирательность приемника.
Гетеродин и смеситель представляют собой преобразователь частоты. Гетеродин является автогенератором. На вход смесителя поступают колебания гетеродина и принимаемого сигнала, в результате чего на его выходе получается напряжение их разностной, т. е. промежуточной частоты.
Усилитель напряжения промежуточной частоты (УПЧ) предназначен для усиления этого напряжения. Его контуры обеспечивают основную избирательность приемника по соседнему каналу , т. е. избирательность относительно помех, которые по частоте близки к принимаемому сигналу. Контуры УПЧ при настройке приемника не перестраиваются, так как промежуточная частота остается неизменной. Это достигается тем, что при настройке на одинаковую величину перестраиваются контуры высокой частоты (входной цепи и УВЧ) и гетеродина, поэтому разность их частот настройки (промежуточная частота) не изменяется.
Детектор сигнала выделяет напряжение звуковых частот, которым амплитудно модулировано напряжение промежуточной частоты. Усилитель низкой частоты (УНЧ) усиливает колебания звуковых частот, которые поступают от детектора, по напряжению и мощности. С выхода УНЧ через пульт приемника и абонентский аппарат СПУ напряжение подается на телефоны.
Второй гетеродин предназначен для приема на слух («озвучивания») телеграфных тонально не модулированных сигналов и является автогенератором. Разность его и промежуточной частот равна низкой (звуковой) частоте. Когда второй гетеродин включен, его напряжение подается на вход детектора сигнала, куда также поступает (во время приема посылки - «точки» или «тире») напряжение промежуточной частоты. В результате сложения двух напряжений получаются колебания, амплитуда которых изменяется с разностной частотой сложенных колебаний, т. е. со звуковой частотой. Детектор выделяет это напряжение звуковой частоты и после усиления оно подается на телефоны. Таким образом, тон звуковой частоты прослушивается в телефонах только во время приема сигнала корреспондента.
Система автоматической регулировки усиления (АРУ) предназначена для поддержания практически неизменным по величине напряжения на выходе приемника (громкости в телефонах) независимо от величины принимаемого сигнала. Принцип действия АРУ состоит в том, что она автоматически изменяет усиление, принятого сигнала приемником (УВЧ и УПЧ) в зависимости от величины этого сигнала на выходе УПЧ и, следовательно, - на входе приемника. Если, например, принимаемый сигнал увеличится, то напряжение на выходе УПЧ (на входе АРУ) станет больше заданного уровня. В результате АРУ уменьшит усиление напряжения каскадами УВЧ и УПЧ , поэтому напряжение на выходе УПЧ станет опять практически равным его установленному значению. При уменьшении принимаемого сигнала произойдет процесс, обратный описанному.
Система АРУ изменяет усиление напряжения каскадами УВЧ и УПЧ путем изменения напряжения смещения на управляющих сетках ламп этих каскадов. В приемнике УС-8 используется АРУ с задержкой. Такая АРУ включается автоматически и.начинает действовать только когда напряжение на выходе УПЧ (сигнал на входе приемника) превысит заданный уровень.
Наличие АРУ исключает необходимость ручной регулировки громкости в телефонах, которая изменялась бы при удалении от передатчика или приближении к нему, а также уменьшает колебания громкости в телефонах за счет затуханий радиоволн, происходящих при некоторых условиях распространения этих волн.
В приемнике предусмотрена возможность переключения на работу с ручной регулировкой усиления (без АРУ), что необходимо в связи с тем, что его настройка на нужную частоту осуществляется по максимуму выхода, т. е. по максимальной громкости в телефонах. Если во время настройки будет включена АРУ, то при небольших расстройках контуров она поддерживает напряжение на выходе приемника неизменным по величине, и громкость в телефонах не будет изменяться. Только при значительной расстройке контуров, когда они уменьшат полезный сигнал до уровня выключения (задержки) АРУ, громкость в телефонах уменьшится. Таким образом, точность настройки приемника при включенной АРУ будет плохой, поэтому его нужно настраивать в режиме с ручной регулировкой усиления («Без АРУ»). Однако при наличии затухания радиоволн (резких изменений громкости в телефонах) приемник рекомендуется настраивать в режиме «С АРУ».
Система электродистанционного управления (ЭДУ) обеспечивает полное дистанционное управление приемником с пульта управления.
Настройка и управление. Органы управления приемником расположены на его пульте управления (см. рис. 27). Переключатель режимов работы имеет пять положений:
«Выкл.» - для выключения приемника;
«ТЛФ с АРУ» и «ТЛФ без АРУ» - для включения режима приема радиотелефонных и радиотелеграфных тонально модулированных сигналов с автоматической («С АРУ») или ручной («Без АРУ») регулировкой их усиления приемником;
«ТЛГ с АРУ» и «ТЛГ без АРУ» - для работы в режиме приема радиотелеграфных тонально не модулированных сигналов с автоматической или ручной регулировкой их усиления; при этих положениях переключателя включается второй гетеродин приемника.
Ручка «Per. тона» («Регулировка тона») служит для изменения частоты второго гетеродина, что приводит к изменению высоты тона в телефонах. Это ручка потенциометра, входящего в систему, которая называется реактивной лампой и позволяет изменять частоту гетеродина.
Ручка «РГ» и «РУ» («Регулировка громкости и регулировка усиления») укреплена на общей оси реостата и потенциометра. В режиме «С АРУ» реостат включается последовательно с телефонами и это дает возможность регулировать громкость в телефонах. В режиме «Без АРУ» включается потенциометр, при помощи которого регулируется усиление приемника, что тоже приводит к изменению громкости в телефонах.
Нажимный переключатель «Подстр. ант.» («Подстройка антенны») служит для управления электродвигателем подстройки входа приемника.
Переключатель «Узк.- Шир.» предназначен для включения узкой или широкой полосы пропускания частот приемником. При его положении «Узк.» в один из контуров УГГЧ включается кварцевый частотный фильтр. Узкую полосу включают для защиты от помех и только при приеме радиотелеграфных сигналов (радиотелефонный сигнал по сравнению с радиотелеграфным занимает более широкую полосу частот, поэтому при включенной узкой полосе он через приемник практически не происходит).
Кнопка «Перекл. пульт.» служит для переключения управления приемником на один или другой пульт. Переключатель поддиапазонов имеет пять положений. Частотные поддиапазоны приемника переключаются дистанционно путем переключения катушек индуктивности контуров.
Ручка «Настройка» служит для плавной перестройки приемника по частоте. Конструктивно она объединяет две ручки, одна из которых обеспечивает быструю , а другая - медленную, но более точную настройку приемника. Углы поворота ручек передаются ротору блока конденсаторов переменной емкости приемника при помощи сельсинной системы.
Частота настройки приемника отсчитывается по шкале, которая имеется над ручкой переключения поддиапазонов.
Перед настройкой приемника необходимо включить АЗС-2 «ПРМ KB» на щите АЗС и подключиться к приемнику с абонентского аппарата СПУ, после чего органы управления на пульте установить в исходное положение:
переключатель режимов - в положение «ТЛФ Б АРУ» или «ТЛГ Б АРУ» в зависимости от рода работы принимаемого передатчика;
ручку «РГ и РУ» - в крайнее правое положение; переключатель «Узк. - Шир.»- в положение «Шир.». Если после включения приемника шкала частот не подсвечивается, нужно переключить управление приемником на данный пульт, нажав кнопку «Перекл. пульт.».
Для настройки приемника на заданную частоту необходимо: включить соответствующий поддиапазон;
ручкой быстрой настройки установить приближенно частоту по шкале, а затем ручкой медленного вращения шкалы уточнить частоту;
поворотом ручки медленной настройки вправо или влево добиться максимальной громкости принимаемых сигналов в телефонах;
в случае приема телеграфных незатухающих колебаний ручкой «Рег. тона» установить желаемый тон сигналов в телефонах;
переключателем «Подстр. ант.», нажимая его вверх или вниз, добиться максимальной громкости принимаемых сигналов и наименьших шумов в телефонах.
Для работы приемника необходимо включить режим «Без АРУ» и ручкой «РГ и РУ» установить нужную громкость сигналов в телефонах.
Если в телефонах происходят резкие изменения громкости сигналов корреспондента (по причине затуханий радиоволн вследствие особенностей их распространения), то настройку рекомендуется производить в режиме работы приемника «С АРУ».
После настройки приемника (перед полетом) следует поворотом ручек «РГ и РУ» и «Per. тона» убедиться в плавности соответствующих регулировок. При наличии помех радиоприему нужно переключатель «Узк. - Шир.» установить в положение «Узк.», после чего ручкой «Настройка» подстроить приемник до максимальной громкости принимаемых сигналов.
Включать узкую полосу пропускания частот приемником целесообразно при приеме радиотелеграфных сигналов. Ее включение в случае приема радиотелефонной передачи приводит, как правило,
к невозможности приема вследствие уменьшения громкости сигналов в телефонах (в результате подавления составляющих боковых частот модулированного сигнала).
Если приемник откажет, нужно проверить включение АЗС-2 «ПРМ KB» на щите АЗС и заменить предохранитель СП-2 с такой" же надписью на панели переменного тока. При невозможности работы с одного или обоих пультов управления следует заменить предохранители соответственно на одном или обоих пультах.
Переговорное устройство СПУ-7 предназначено: для внутривертолётной святи с использованием авиагарнитуры АГ-2 , ГСШ-А-18 или шлемофона между всеми членами экипажа; для выхода пилотов на внешнюю радиосвязь через две радиостанции и два радиокомпаса; для прослушивания сигналов специального назначения от аппаратуры речевых сообщений РИ-65Б; для прослушивания тонового звукового сигнала "ОПАСНОЙ" высоты от радиовысотомера независимо от положения переключателей радиосвязей на абонентских аппаратах; для записи на проволочный звуконоситель магнитофона МС-61 информации и команд, поступающих по линиям радиосвязи и внутренней бортовой телефонной связи вертолёта через абонентский аппарат командира вертолёта.
РАЗМЕЩЕНИЕ ПЕРЕГОВОРНОГО УСТРОЙСТВА НА ВЕРТОЛЁТЕ:
Усилитель низкой частоты установлен на этажерке за сиденьем второго пилота на шпангоуте 5Н;
Абонентские аппараты пилотов слева и справа от панелей АЗС на потолке кабины лётчиков;
Абонентский аппарат оператора с выключателем "ВКЛ. - ЛАРИНГ. - ВЫКЛ." на левом борту грузовой кабины между ШП 6 и 7;
кнопка-курок "СПУ-1 - РАДИО-2" установлена на каждой ручке циклического шага.
На вертолёте переговорное устройство СПУ-7 работает с двумя переговорными точками:
Одна переговорная точка установлена в проёме двери кабины экипажа в специальной нише справа, предназначена для ведения связи бортмехаником. Она имеет выносную кнопку "СПУ" на кронштейне правой этажерки и переключатель "ПРОСЛУШИВАНИЕ АРК-У2 - АРК-9", расположенной там же;
Вторая дополнительная переговорная точка установлена в грузовой кабине на стенке ШП №1 около сдвижной двери.
Для удобства работы бортмеханика (оператора) с СПУ, работающего с бортовой или внешней подвеской, на вертолёте имеются три удлинительных шнура с 4-х контактными гнездовыми полуразъёмами - в кабине лётчиков на правом борту проёма двери и в грузовой кабине на стенке шпангоута №1.
Второй пилот может вести внутривертолётную связь постоянно (без нажатия кнопки-курка "СПУ-РАДИО" на ручке управления) при постановке переключателя "ЛАРИНГІТ" на правой боковой панели электропульта в положение "ВКЛ".
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
Переговорное устройство подключено к аккумуляторной шине через автомат защиты сети АЗС ГК-2 "СПУ-7", на правой панели
АЗС электропульта лётчиков.
Напряжение питания…………………………..... (27±2,7)В.
Потребляемая мощность…………………………50Вт.
Напряжение питания ларингофонов или
усилителей авиагарнитур......................................3-5В.
Коэффициент усиления регулируется переменным сопротивлением на усилителе низкой частоты и
может достигать…………………………………100 раз.
Частотный диапазон……………………………..300...3500Гц.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЛЕКТА.
Основными элементами переговорного устройства являются абонентские аппараты. Они служат для подключения микрофонов и головных телефонов к различным средствам связи, а также для коммутации цепей питания пусковых реле радиопередатчиков.
Функциональная схема переговорного устройства приведена на рис. 3., показывает взаимосвязь отдельных каскадов и узлов, связь с другими сопрягаемыми радиосредствами. В функциональной схеме отдельные блоки и каскады обозначены прямоугольниками, каждый из которых имеет вход и выход, показанные стрелками. Коммутационная аппаратура переговорного устройства размещена в распределительной коробке РКСПУ.
Управление переговорным устройством осуществляется с помощью ручек и переключателей, установленных на абонентском аппарате СПУ-7 и кнопок последовательного переключения "СПУ-РАДИО" типа 2КПП, при нажатии на курок которой, до срабатывания первой ступени работа в режиме внутривертолётной связи, а при нажатии до срабатывания второй ступени – работа в режиме "РАДИО" (внешняя связь). Усилитель низкой частоты (УНЧ) необходим только для обеспечения внутривертолётной связи.
Рис.1 Общий вид абонентского аппарата СПУ-7.
1– регулятор громкости прослушивания; 2 – регулятор громкости общий; 3 – переключатель внутренней и внешней радиосвязей; 4 – переключатель радиостанции; 5 – кнопка циркулярного вызова; 6 переключатель усилителей низкой частоты (на вертолёте не задействован).
Переключатель радиостанций (р/ст) подключает авиагарнитуры к различным радиосредствам. Переключатель имеет 6 позиций;
УКР – командная р/ст "БАКЛАН-20"
СР – связанная р/ст "ЯДРО-1А"
КР – не задействована;
ДР – не задействована;
РК-1 – радиокомпас АРК-9;
РК-2 – радиокомплекс АРК-У2 с Р-852.
На вертолёте использован один усилитель низкой частоты, поэтому переключатели "СЕТЬ" на абонентских аппаратах не используются.
Кнопка "ЦВ" служит для передачи всем членам экипажа информации с повышенной громкостью.
Плавное регулирование громкости речи, передаваемой по сетям внутренней или внешней связи осуществляется регулятором громкости "ОБЩАЯ", а уровня прослушивания сигналов сети внутренней связи при работе по внутренней связи и сигналов сети внутренней связи при работе по сети внешней связи – регулятором громкости "ПРОСЛ.". Поэтому ручку "Прослушивание" нельзя устанавливать в левое крайнее положение, поскольку в этом случае сигнал не прослушивается.
Рис.2 Общий вид переговорной точки.
Работа кнопки "ВЫЗОВ" на переговорной точке, аналогична работе кнопки "ЦВ" на абонентском аппарате.
Дополнительные точки бортмеханика (оператора) позволяют вести только внутривертолётную связь, выход на радиосвязь с дополнительных переговорных точек не предусмотрен.
С абонентского аппарата оператора на левом борту кабины возможны не только внутривертолётные переговоры, но и прослушивание радиообмена через командную радиостанцию "БАКЛАН-20" (поз. УКР.).
Звуковой сигнал "ОПАСНАЯ ВЫСОТА" от радиовысотомера поступает на головные телефоны всех членов экипажа независимо от положения переключателей на абонентских аппаратах.
Речевые сообщения об аварийных ситуациях, а также запись звуковой информации на магнитофон осуществляется через абонентский аппарат командира вертолёта (левого лётчика).
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.
Включать до запуска двигателей, питание СПУ-7 в течение всего полёта держать включённым; выключать после посадки и полного останова двигателей.
НОРМАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПЕРЕГОВОРНОГО
УСТРОЙСТВА СПУ-7.
До запуска двигателей включить аккумуляторы, подключить авиагарнитуры к абонентским аппаратам и переговорным точкам.
1. Включить АЗС "СПУ-7" на правой панели АЗС.
2. На абонентском аппарате переключатель СЕТЬ установить в позицию СЕТЬ-1 (или СЕТЬ-2).
3. Для вызова членов экипажа нажимать кнопку "СГГУ-1" или "ЦВ" пилотам, кнопку "СПУ" или "ВЫЗОВ" бортмеханику - передавать сообщения, отпустив кнопки прослушать ответ. Если переключатель СПУ-РАДИО на абонентских аппаратах установлен в положение "СПУ", то при ведении внутренней связи командир воздушного судна и второй пилот одновременно могут прослушивать с пониженной громкостью радиоприём той радиостанции, на которую установлены их переключатели радиосредств. Громкость приёма регулируется ручкой "ПРОСЛУШИВАНИЕ", а громкость внутривертолётной связи регулируется ручкой "ОБЩАЯ".
4. Для ведения радиосвязи переключатель "СПУ-РАДИО" устанавливать в положение "РАДИО"; выбрав переключателем радиостанций нужную радиостанцию для передачи сообщения нажать кнопку-курок до второго упора "РАДИО-2", отпустив кнопку прослушать ответ регулируя его громкость ручкой "ОБЩАЯ".
ПРИМЕЧАНИЕ : При положении переключателя внутренней и внешней радиосвязи в поз. "СПУ" невозможно включение передатчиков радиостанций при нажатии на кнопку "РАДИО". При этом работа кнопки "РАДИО" аналогична работе кнопки "СПУ".
РАБОТА БОРТМЕХАНИКА (ОПЕРАТОРА) С СПУ-7.
1. Для прослушивания сигналов, принимаемых радиокомпасами бортмеханику необходимо переключатель "ПРОСЛУШИВ. АРК- 9 - АРК-У2" поставить в положение "АРК-9" или "АРК-У2". При этом пилоты для вызова бортмеханика нажимают кнопку "ЦВ" на своём абонентском аппарате, а бортмеханик для ответа должен поставить переключатель "ПРОСЛУШИВ." В нейтральное положение и нажать кнопку "СПУ", или оставляя переключатель "ПРОСЛУШИВ." В положении прослушиваемого радиокомпаса, нажать кнопку "ВЫЗОВ" на переговорной точке. Громкость принимаемых сообщений отрегулировать регулятором "ГРОМЧЕ" на переговорной точке.
2. При передаче длительных сообщений (работа с лебёдкой, с внешней подвеской и т. д.) необходимо на дополнительной переговорной точке включить "ЛАРИНГ".
Второй пилот может пользоваться выключателем "ЛАРИНГ" на правой боковой панели электропульта. В положении "ВКЛ" вести внутреннюю связь можно не нажимая кнопку "СПУ- РАДИО" на ручке управления.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СПУ-7, ИХ ПРИЗНАКИ И
ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА.
Работа СПУ-7 перед полётом и в полёте определяется чётким прослушиванием и передачей по сетям внешней и внутренней связи, чёткой работой кнопок, переключателей, регуляторов громкости.
ПРИЗНАК: Отсутствует внутренняя и внешняя связь. НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Проверить включение источника постоянного тока;
Проверить включение АЗСов "СПУ-7", "КОМАНДН. РС", "СВЯЗНАЯ РС";
Проверить положение переключателя "СПУ-ЛАРИНГ" на пульте управления магнитофона МС-61, установить поз. "СПУ";
Установить в нейтральное положение переключатель "ПРОСЛУШИВ. АРК-9 - АРК-У2";
Проверить и при неисправности заменить авиагарнитуру.
Абонентская гарнитура обеспечивает внутрисамолетную телефонную связь, ведущуюся через СПУ-7, а также внешнюю радиотелефонную связь через установленные на самолете радиостанции.
В состав абонентской гарнитуры АГ-2 входят микрофон ДЭМШ-1А с микрофонным усилителем и комплект из двух телефонов типа ТА-56М.
Микрофонный усилитель собран на полупроводниковых триодах и усиливает напряжение звуковых частот, создаваемое микрофоном. Усилитель питается от той радиоаппаратуры, через которую ведется связь.
Гарнитура подсоединяется к абонентскому аппарату СПУ посредством шнура (электропроводов) и четырехштырькового полуразъема.
Назначение, состав и принцип действия СПУ-7. Самолетное переговорное устройство СПУ-7 предназначено для ведения внутрисамолетной телефонной связи между членами экипажа и подключения их гарнитур к установленным на самолете радиостанциям.
При помощи СПУ-7 члены экипажа могут осуществлять:
двустороннюю телефонную связь;
запуск радиостанций и двустороннюю связь через эти станции; прослушивание радиокомпасов;
прослушивание звукового сигнала достижения заданной высоты снижения, поступающего на телефоны от радиовысотомера при любых положениях органов управления СПУ;
прослушивание с пониженной громкостью внешней связи при работе на внутреннюю связь;
прослушивание с пониженной громкостью внутренней связи при работе на внешнюю связь;
плавное регулирование громкости в телефонах по внутренней и внешней сетям связи;
ведение связи с использованием выносного кабеля при обслуживании самолета на земле с абонентом, находящимся вне самолета.
На самолете в состав СПУ-7 входят: один или два усилителя; три или четыре абонентских аппарата;
кнопки «Радио» и кнопки «СПУ» - по одной с каждым абонентским аппаратом;
две соединительные колодки.
Усилитель СПУ служит для усиления напряжения низких (звуковых) частот, поступающего от микрофонных усилителей гарнитур при ведении абонентами передачи по внутрисамолетной сети связи. Он собран на полупроводниковых триодах. Один или два усилителя установлены на этажерке радиооборудования у шпангоута № 7. На абонентском аппарате СПУ-7 (рис. 25) размещены следующие органы управления и регулировок:
переключатель на два положения «СПУ - Радио» для включения гарнитуры абонента в сеть внутренней или внешней связи;
переключатель радиосвязей (галетный) на шесть положений для подключения гарнитуры абонента к установленным на самолете радиостанциям и радиокомпасам;
ручка реостата «Общая для регулировки громкости прослушивания связи, на которую установлен переключатель «СПУ - Радио»;
ручка реостата «Проел.» для регулировки громкости прослушивания связи, на которую не установлен переключатель «СПУ- Радио», т. е. связи, прослушиваемой с пониженной громкостью;
кнопка «ЦВ» («Циркулярный вызов»), которая обеспечивает по сети внутренней связи ведение передачи, прослушиваемой всеми абонентами с полной громкостью;
переключатель «Сеть 1-2», положение которого на самолете не имеет значения.
Когда переключатель «СПУ - Радио» находится в положении «СПУ», телефоны абонента подключаются к выходу усилителя СПУ, поэтому связь, ведущаяся по внутрисамолетной сети, прослушивается абонентом с повышенной громкостью, регулируемой при помощи ручки «Общая». Одновременно телефоны абонента через трансформатор абонентского аппарата подсоединены к выходу приемника, на который установлен переключатель радиосвязей, вследствие чего в телефонах этот приемник прослушивается с пониженной громкостью, которая регулируется с помощью ручки «Прослушивание». Включить передатчик станции, т. е. вести радиопередачу, абонент не может.
При установке переключателя «СПУ - Радио» в положение «Радио» телефоны абонента подключаются к выходу приемника, на который установлен переключатель радиосвязей, и через трансформатор- к выходу усилителя СПУ. В результате этого в телефонах приемник прослушивается с полной, а связь внутренней сети - с пониженной громкостью (при условии, что передача по внутренней сети ведется не с помощью кнопки «ЦВ»). Громкость сигналов приемника и внутренней связи регулируют соответственно ручками «Общая» и «Прослушивание». Одновременно подготавливаются цепи включения соответствующего передатчика и подключения к нему микрофона абонента с помощью кнопки «Радио».
При нажатии кнопки «ЦВ» микрофон абонента подключается к входу усилителя СПУ, а телефоны всех абонентов - к выходу этого усилителя и одновременно через трансформаторы - к приемникам, на которые установлены переключатели радиосвязей абонентских аппаратов. Все абоненты прослушивают ведущуюся по внутренней сети передачу с полной громкостью и не могут вести радиопередачу. Таким образом, когда хотя бы одним абонентом нажата кнопка «ЦВ», то для всех абонентов это равнозначно тому, что переключатели «СПУ - Радио» их абонентских аппаратов установлены в положение «СПУ».
Абонентские аппараты размещены по одному на вертикальных панелях левого и правого пультов и на приборной доске радиста. При наличии на самолете четырех аппаратов один из них устанавливается у рабочего места штурмана.
Кнопка «Радио» предназначена для включения передатчика, на который установлен переключатель радиосвязей абонентского аппарата, и подключения к этому передатчику микрофона абонента при условии, что переключатель «СПУ - Радио» абонентского аппарата установлен в положение «Радио». Когда этот переключатель находится в положении «СПУ», микрофон при нажитии кнопки подключается к усилителю СПУ, т. е. при помощи, кнопки можно вести передачу по внутрисамолетной сети связи. Эта передача будет прослушиваться абонентами, ведущими радиосвязь с пониженной громкостью.
Кнопка «СПУ» предназначена для быстрого включения гарнитуры абонента в сеть внутрисамолетной связи. При ее нажатии происходят те же подключения, что и во время нажатия кнопки «Радио», когда переключатель «СПУ - Радио» находится в положении «СПУ», но уже независимо от положения этого переключателя. Таким образом, передачу по внутрисамолетной сети связи можно вести с помощью кнопок «СПУ», «ЦВ» или «Радио». В последнем случае нужно предварительно установить переключатель «СПУ - Радио» в положение «СПУ».
Для ведения радиосвязи необходимо переключатель «СПУ - Радио» установить в положение «Радио» и вести передачу при помощи кнопки «Радио». Кнопки «Радио» установлены по одной на штурвалах и в ножных тангентах под столиками радиста и штурмана, а кнопки «СПУ» - по одной на штурвалах, на приборной доске радиста и возле абонентского аппарата СПУ штурмана.
Соединительные колодки служат для электрического соединения усилителей и абонентских аппаратов СПУ, а также для подсоединения СПУ-7 к установленным на самолете радиоустройствам. Они расположены на потолке кабины экипажа слева, у шпангоута № 7.
Для подсоединения выносного кабеля при ведении связи на земле с абонентом, находящимся вне самолета, на правом борту самолета между шпангоутами № 1 и 2 в лючке установлен четырехштырьковый полуразъем.
С целью обеспечения связи по СПУ при обслуживании оборудования, расположенного в хвостовом негерметичном отсеке, в этом отсеке на этажерке радиооборудования установлен четырехштырьковый полуразъем, предназначенный для подсоединения абонентской гарнитуры.
Питание СПУ-7 осуществляется электроэнергией постоянного тока от аварийной шины приборной доски радиста. Цепи питания защищены двумя АЗС-2 «СПУ», которые расположены на этой приборной доске, а на самолетах последних выпусков - на верхнем щитке летчиков. СПУ-7 потребляет ток около 0,6 А.
Включение, предполетная проверка, использование СПУ-7. Самолетное переговорное устройство СПУ-7 необходимо включать перед запуском двигателей и выключать только после полета. Для его включения нужно включить АЗР-6 «Аварийная шина приборной доски радиста» и АЗС-2 «СПУ».
Для проверки работоспособности СПУ-7 следует переключатель «СПУ - Радио» на абонентском аппарате установить в положение «Радио» и с помощью кнопки «СПУ» установить связь с другим абонентом. Затем необходимо убедиться, что громкость этой связи плавно регулируется ручкой «Прослушивание». После этого следует установить двустороннюю связь при помощи кнопки «ЦВ» и удостовериться, что сигналы этой связи прослушиваются с повышенной громкостью, которая регулируется с помощью ручки «Общая». Во время проверки внутрисамолетной связи переключатель радиосвязей должен находиться в положении, которое соответствует включенному в работу радиоприемнику. Сигналы этого приемника должны с надлежащей громкостью прослушиваться в телефонах.
Проверка выхода на внешнюю радиосвязь через СПУ-7 и установленные на самолете радиоустройства осуществляется одновременно с предполетной проверкой этих устройств.
Положения переключателя радиосвязей на абонентском аппарате СПУ-7 соответствуют следующим радиоустройствам самолета:
«УКР» - УКВ-радиостанция № 1;
«СР» - средневолновая радиостанция;
«КР» - коротковолновая радиостанция;
«ДР» - УКВ-радиостанция № 2; .
«РК-1» - радиокомпас № 1;
«РК-2» - радиокомпас № 2.
Установив переключатель «СПУ-Радио» на абонентском аппарате в положение «Радио», следует проверить включение передающих и прослушивание приемных устройств.
С помощью ручки «Общая», расположенной на абонентском аппарате СПУ, регулируется в основном громкость сигналов связи, прослушиваемых в телефонах с полной громкостью. Но от ее положения зависит также уровень сигналов, прослушиваемых в телефонах с пониженной громкостью. В связи с этим перед полетом нужно сначала ручкой «Общая» установить требуемую громкость связи, на которую установлен переключатель «СПУ - Радио», а затем ручкой «Прослушивание» отрегулировать уровень сигналов связи, прослушиваемых с пониженной громкостью.
Перед полетом и в полете не следует ручку «Прослушивание» поворачивать до крайнего положения против хода часовой стрелки, так как при таком ее положении сигналы связи пониженной громкости в телефонах могут совсем не прослушиваться. В дальнейшем это приведет к тому, что при необходимости установить внутрисамолетную связь с. таким абонентом его нужно будет вызывать при помощи кнопки «ЦВ», и другие абоненты не смогут в это время вести передачу по сети внешней радиосвязи.
Абонентам, которые в полете ведут радиосвязь, рекомендуется устанавливать переключатель «СПУ - Радио» на все время полета в положение «Радио», а внутрисамолетную связь вести при помощи кнопки «СПУ». Если абонент, вызываемый на связь с помощью кнопки «СПУ», не отвечает, нужно нажать кнопку «ЦВ» и вызвать его.
Абонент, получивший циркулярный вызов, должен ручкой «Прослушивание» увеличить громкость в телефонах или установить переключатель «СПУ - Радио» в положение «СПУ», после чего он будет с достаточной громкостью прослушивать передачу, ведущуюся другими абонентами по внутрисамолетной сети при помощи кнопок «СПУ».
Назначение. Самолетное переговорное устройство СПУ-9 предназначено для двусторонней внутрисамолетной телефонной связи между двумя членами экипажа, выхода членов экипажа на внешнюю связь по радио через радиостанцию, прослушивания сигналов радиокомпаса, а также сигналов «Опасная высота» радиовысотомера РВ-5, «Маркер» маркерного радиоприемника и «Опасная скорость».
Самолетное переговорное устройство работает с авиационной гарнитурой АГ-2 (ГСШ-А-18), содержащей высокоомные телефоны ТА-56М и электродинамический микрофон ДЭМШ-1, или с авиационным шлемофоном, содержащим высокоомные телефоны ТА-4 и ларингофоны ЛА-5.
Конструкция самолетного переговорного устройства СПУ-9 обеспечивает не менее 90% словесной разборчивости речи при приеме и передаче в акустическом шуме уровнем до 120 дБ при работе с ларингофонами и телефонами ТА-56М.
Устройство СПУ-9 на самолете Як-18Т обеспечивает:
одновременное прослушивание каждым обонентом со 100%-ной громкостью передач, ведущихся по сети внешней и внутренней связи, а также сигналов: радиокомпаса (при установке переключателя «РК-Вык.» в положение «РК» на абонентском щитке), «Опасная высота» от радиовысотомера, маркерного приемника (при установке аппаратуры посадки «Ось-1» - маркерного и курсового приемников), «Опасная скорость»;
внутрисамолетную телефонную связь между двумя членами экипажа при нажатии одной из кнопок «СПУ», расположенных на штурвале, любым из членов экипажа;
пуск и модулирование радиопередатчика командной радиостанции при нажатии одной из кнопок «Радио», расположенных на штурвалах;
прием членами экипажа сигналов радиокомпаса;
отключение ларингофонов второго абонента от входа радиостанции при выходе на передачу через эту же радиостанцию первого абонента;
возможность резервирования разделительных усилителей обоих абонентов переключением телефонов первого абонента на выход разделительного усилителя второго абонента параллельно его телефонами, или, наоборот, при установке переключателя «Рез-Выкл.», расположенного на абонентском щитке, в положение «Рез.»;
Рис. 101. Комплект устройства СПУ-9: 1 - блок усилителей; 2-абонентский щиток
плавное раздельное регулирование громкости речи, передаваемой по сети внутренней связи регулятором громкости СПУ, а по сети внешней связи - регулятором громкости РАД. Сигналы, поступающие в СПУ от радиокомпаса АРК-9 (или АРК-15), маркерного приемника МРП-56П, радиовысотомера РВ-5 и «Опасная скорость» в систему СПУ регулировки не имеют. Регулировка громкости сигналов МРП «Опасная высота» и «Опасная скорость» осуществляется потенциометром, расположенным на щитке реле радиооборудования. Щиток установлен в отсеке радиооборудования между шпангоутами № 12 и13.