Как выбрать автомобильные рации для дальнобойщиков, таксистов и автолюбителей. Диапазоны радиочастот для нужд гражданского населения РФ. На каких частотах разрешено общаться? Какой канал у таксистов по рации

Как выбрать автомобильные рации для дальнобойщиков, таксистов и автолюбителей. Диапазоны радиочастот для нужд гражданского населения РФ. На каких частотах разрешено общаться? Какой канал у таксистов по рации

Работа водителей дальних рейсов, чаще всего, проходит в одиночестве. Практически единственным способом общения дальнобойщиков в пути является рация . Она позволяет водителю хоть немного отвлечься от тягот дороги. Объявления о продаже этого незаменимого прибора можно встретить в любом уголке страны.

Уже издавна рация для дальнобойщика заняла свое законное место в грузовике недалеко от магнитолы. Кроме дальнобойщиков ее используют таксисты, водители маршруток, а также простые люди, подолгу и часто колесящие на собственном автомобиле по регионам нашей страны.

Поездка по незнакомой дороге и неизвестным городам, которая сопровождает транспортировку грузов, пройдет значительно легче, если использовать в качестве «ориентира» водителей дальних рейсов. Пристроившись за их автомобилями, можно быть уверенным в соблюдении всех правил дорожного движения. Откуда же дальнобойщики заранее узнают о внеплановых рейдах ГИБДД, ремонтах трассы или хороших путях объезда? Все это происходит именно при помощи рации.

Частота дальнобойщиков

Гражданским диапазоном раций дальнобойщиков являются частоты CB – 27 МГц, а точнее частота 27, 135 МГц.

Каналы для дальнобойщиков

Для водителей дальнобойщиков существует специальный 15 канал сетки «C», работающий в режиме AM. Это следует учитывать при покупке собственной рации, так как некоторые подобные приборы могут принимать информацию только в режиме FM, а значит, их будет невозможно использовать при необходимых переговорах.

Общение дальнобойщиков: антенна для рации

Величина антенны оказывает большое влияние на дальность сигнала. При ее установке на высокие автомобили нужно учитывать наличие наддорожных объектов, которые она может задевать. Если антенна установлена правильно, то ее можно смело использовать в дороге, не опасаясь непредвиденных обстоятельств или рейдов ГИБДД, которые могут встретиться в пути.

О чем же именно разговаривают дальнобойщики по собственным рациям? Обсуждают ли они превратности судьбы или свою трудную работу? Вспоминают ли они покинутый дом или радуются очередному рейсу? Ответы на эти вопросы может получить каждый, кто установит в своей машине рацию для дальнобойщика.

Видео: рация для дальнобойщика - первая необходимость.

Те же вопросы волнуют и начинающих дальнобойщиков. На самом деле, выбор автомобильных раций сегодня довольно большой. Разные производители из Китая, Кореи, России, Италии, Японии и т.д. предлагают приборы на любой вкус и цвет. Итак, на что необходимо обратить внимание при выборе авторации?

Самыми распространенными и востребованными уже много лет являются
рации гражданского СВ(Си-Би) диапазона, которые работают на частоте 27 МГц. Практически все дальнобойщики сегодня настроены на частоту 15 АМ (амплитудная модуляция), на которой можно слушать и передавать свою информацию о пробках и дорожно-транспортных происшествиях, постах ГАИ, состоянии дороги на том или ином участке, ремонте дороги, возможных объездах на неизвестном участке и т. д. Эта весьма полезная частота выручает и облегчает работу водителей, которые проводят большую часть жизни за рулем. Поэтому при выборе рации необходимо узнать у продавцов, есть ли в радиостанции режим АМ. Си-Би рации удобны также тем, что на их использование не требуется разрешение специальных служб, ее необходимо лишь зарегистрировать. К тому же, пользоваться автомобильными рациями гражданского диапазона весьма просто, полезно и познавательно. Дальность действия СВ-раций может достигать до 50 км, но это зависит от мощности рации и высоты антенны, открытости местности (на трассе радиус действия больше, чем в городе, т.к. меньше помех), технических характеристик прибора и других факторов.

Другой немаловажный критерий при покупке рации для дальнобойщиков и таксистов — это
мощность рации, в большинстве случаях от этого зависит дальность действия и качество связи прибора. Для работы в службе такси оптимальной мощностью раций является 10 Вт, а дальнобойщикам нужно брать приборы с мощность 10Вт и выше. Зарекомендовавшие себя как надежные и качественные, а также доступные по цене автомобильные рации известных торговых марок Alan и Megajet являются, пожалуй, самым оптимальным вариантом для установки в автомобиль таксистами и грузоперевозчиками. Об особенностях и ассортименте данных раций можно почитать в статьях и . Самой простой и недорогой моделью является . По своим размерам и небольшой мощности идеально подходит для работников такси в маленьких городах. Лидером продаж называют , так как это компактная, надежная и недорогая радиостанция. Модель отлично подойдет для работы в такси, потому что она по помехозащищенности больше остальных приспособлена к условиям шумного города. Рация с максимальным количеством каналов 400 шт. и большой дальностью действия (в городе обеспечивает хорошую связь на расстоянии 12-15 км, а на трассе - до 25 км) подойдет как дальнобойщикам, так и таксистам.

При выборе раций для таксистов большое значение имеет количество каналов связи. Ведь нередко водители работают одновременно в нескольких службах. Для работы в маленьких городах достаточно будет поставить рацию с количеством каналов 40 или 120. Но в более крупных городах придется выбирать радиостанции с числом каналов от 240 до 450-ти. Тут можно порекомендовать следующие модели: , , , , , и другие рации, представленные на нашем сайте ИнфоТех.


Наличие автоматического шумоподавителя, запоминание 2-5 каналов для того, чтобы каждый раз не настраиваться на нужную волну, индикация частоты, а также наличие российской и европейской сетки являются несомненным плюсом для любой авторации.

Важно помнить, что от автомобильных раций, работающих в свободном для общения гражданском диапазоне (частота 27 МГц), не следует ожидать «огромного чуда». Простые в применении и сравнительно недорогие, они не могут обеспечивать стабильную и идеальную связь без помех. Для увеличения мощности и улучшения связи - приема-передачи информации - необходимо приобрести и установить антенну и усилитель. Если с усилителем можно и подождать, то антенну для автомобильных раций нужно покупать сразу же. Тут тоже имеются свои нюансы: большим грузовым автомашинам нет необходимости ставить длинные и магнитные антенны. Последние будут падать, а слишком длинные - ломаться при задевании различных препятствий, например, деревьев или в тоннеле. А вот на легковые автомобили, наоборот, рекомендуется устанавливать антенны высотой не мене 1 метра для достижения наилучших результатов.


Проштудировав, поверхностно, законы нашего государства, накопал вот что. Я не юрист, так что если найдется юридически грамотный человек, пусть подведет итог…

Основным законом, регламентирующим отношения в области связи является закон:
О связи от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ
Закон очень многогранный и охватывает почти все виды и разновидности связи и призван их регулировать. Для нас интерес представляют всего 3 статьи этого закона.

Статья 22. Регулирование использования радиочастотного спектра.
Статья 23. Распределение радиочастотного спектра.
Статья 24. Выделение полос радиочастот и присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов.

Внимательно прочитав эти статьи со всеми пунктами мы видим, что распределением и выделением полос частот или каналов ведает некий федеральный орган исполнительной власти в области связи. Для нас это ГКРЧ. Также мы можем почерпнуть из статьи 23, что частотное планирование спектра осуществляется на основании таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации. Таблицу в сети на офф. сайтах найти не проблема.

Исследуем ее начиная с 26МГц до 28МГц.
26100 – 26175 кГц – МОРСКАЯ ПОДВИЖНАЯ, Совместное использование, дополнительные условия использования — 53, 56, 59, 95
26175 – 27500 кГц – ПОДВИЖНАЯ (за исключением воздушной подвижной), ФИКСИРОВАННАЯ, Совместное использование, дополнительные условия использования — 73, 82, 95
27500 – 28000 кГц – ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕТЕОРОЛОГИИ, ПОДВИЖНАЯ, ФИКСИРОВАННАЯ, Совместное использование, дополнительные условия использования — 82, 95

Доп. условия.
53. Полосы радиочастот 4000 — 4438 кГц, 6200 — 6525 кГц, 8100 — 8815 кГц, 12230 — 13200 кГц, 16360 — 17410 кГц, 19680 — 19800 кГц, 22000 — 22855 кГц, 25070 — 25210 кГц и 26100 — 26175 кГц могут использоваться береговыми и судовыми станциями на внутренних водных путях с учетом использования этих полос радиочастот станциями морской подвижной службы.
56. Радиочастоты 4210 кГц, 6314 кГц, 8416,5 кГц, 12579 кГц, 16806,5 кГц, 19680,5 кГц, 22376 кГц и 26100,5 кГц являются международными радиочастотами для передачи информации, связанной с безопасностью на море (MSI).
59. Парные радиочастоты (для судовых и береговых станций) 4208 кГц и 4219,5 кГц, 6312,5 кГц и 6331 кГц, 8415 кГц и 8436,5 кГц, 12577,5 кГц и 12657 кГц, 16805 кГц и 16903 кГц, 18898,5 кГц и 19703,5 кГц, 22374,5 кГц и 22444 кГц, 25208,5 кГц и 26121 кГц являются международными радиочастотами первого выбора для цифрового избирательного вызова.
73. Полосы радиочастот 13553 — 13567 кГц (центральная радиочастота 13560 кГц), 26957 — 27283 кГц (центральная радиочастота 27120 кГц) , 40,66 — 40,70 МГц (центральная радиочастота 40,68 МГц), 2400 — 2500 МГц (центральная радиочастота 2450 МГц), 5725 — 5875 МГц (центральная радиочастота 5800 МГц) и 24 — 24,25 ГГц (центральная радиочастота 24,125 ГГц) предназначаются также для промышленного, научного и медицинского применения.
82. Отдельные радиочастоты в полосе 26965 — 27860 кГц могут использоваться на вторичной основе радиостанциями личного пользования с мощностью излучения не более 10 Вт .
95. При использовании отдельных участков полосы радиочастот 5 — 1000 МГц аппаратурой кабельных распределительных сетей систем коллективного приема телевидения, радиовещания и аппаратурой кабельного телевидения должны выполняться требования норм, установленных для их внешней помехозащищенности, а также требования норм по исключению радиопомех радиоэлектронным средствам, работающим в соответствии с настоящей Таблицей. При этом не должны предъявляться претензии в отношении возможных радиопомех со стороны радиоэлектронных средств.

В таблице перечислены пользователи первичной основы. То есть те службы, которым в первую очередь могут выделяться частоты и каналы из этого диапазона. Чисто теоретически, частоты из диапазона выделятся могут физическим и юридическим лицам если это не противоречит условиям использования спектра. Однако, из того же закона о связи мы может узнать, что присвоение той или иной частоты осуществляется на основании решении государственной комиссией по радиочастотам с учетом заключений о возможности такого выделения. Возможно ли получить частоту форумную в пользование физ. лицу? По закону, вроде бы да. Фактически нет. Если кто знает почему ГКРЧ отказывает в распределении частот из этого диапазона пусть напишет. Я не нашел. Возможно это не делают исходя из специфики раннего использования диапазона, промышленность, медики и прочий мусор от всяческих установок различного назначения. А возможно из-за густой заселенности представителями вторичной основы использования, с которыми, чем спорить из-за частоты, проще не разрешить использовать. Поскольку станция работающая на первичной основе обязательно столкнется со станциями работающими на вторичной основе и отстаивать свои права на частоту просто не сможет, поскольку одних выгонишь придут другие, выгонишь других, придут из-за бугра вместе с прохождением. Но это всего лишь мои размышления.

Что касается вторичной основы, использования ресурса 27МГц, то он регулируется решениями ГКРЧ от 20.12.2011 № 11-13-06-2 и № 11-13-09 к этой самой основе (вторичной) относятся только радиостанции использующиеся на автомобиле со штыревой антенной, мощностью не более 10 ватт. Базовые станции к категории сухопутной подвижной службы не относятся!
Что следует из решений ГКРЧ:

1. Выделить полосу радиочастот 26965-27860 кГц для разработки, производства и модернизации юридическими и физическими лицами РЭС сухопутной подвижной службы без оформления отдельных решений ГКРЧ для каждого конкретного типа РЭС при условии, что технические характеристики разрабатываемых, производимых и модернизируемых РЭС соответствуют прилагаемым основным техническим характеристикам.
2. Выделить полосу радиочастот 26965-27860 кГц для применения на территории Российской Федерации РЭС сухопутной подвижной службы физическими лицами без оформления отдельных решений ГКРЧ .
3. Применение РЭС сухопутной подвижной службы в полосе радиочастот, выделенной в пункте 2 настоящего решения ГКРЧ, должно осуществляться без оформления разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов при выполнении следующих условий:
соответствие технических характеристик применяемых РЭС основным техническим характеристикам, указанным в приложении к настоящему решению;
применяемые РЭС не должны создавать вредных помех и не могут требовать защиты от помех со стороны других радиоэлектронных средств , работающих в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации.

Из этого следует, что, например, в вопросе правомерности нахождения таксистов на частоте правы будут выгоняющие их c диапазона. Разумеется только формально, поскольку требовать освободить частоту станция, работающая на вторичной основе не в праве, поскольку сама станция, находясь в диапазоне хоть и законно (пока мощность не превышает), но работает на «птичьих правах».
То есть, единственные кто не нарушает закон, это сами таксисты, у таксистской базы же (фиксированной службы) должно быть разрешение на работу на этой частоте, да и на любой другой и за использование этой частоты, будучи станцией использующей частоту на первичной основе, нужно платить! Хочу подчеркнуть, что коммерческая основа тут совсем не причем, просто им тут не место, за неимением разрешения на работу на частотах. Следовательно, работа фиксированных служб не зарегистрированных в установленном порядке не законна. Кстати, с этой точки зрения большинство DX-мэнов си-би диапазона с базовыми станциями, самые настоящие пираты. На практике не видел ни разу баз такси зарегистрированных в установленном порядке с отдельно выделенной только им частотой. Диапазон да, выделяют (26965-27860), мощность тоже, 10 ватт, позывной красивый дают ну и все. Означает ли это, что они могут работать на любой частоте, на какой захотят? И занимать ее на основании каких-то там документов? Нет! Поскольку регистрацию отменили только для возимых станций, для базовых все точно так же. Получается, таксисты точно так же пользуются диапазоном на вторичной основе. Отдельно в законе не упоминается о том, что этот диапазон не может быть использован для извлечения материальной выгоды (это сказано только о любительской службе). Так что, что не запрещено, то разрешено… В общем, как диапазон был хулиганским, таким он и остается. Держим марку!

К выбору автомобильной рации требуется отнестись с большой ответственностью. С одной стороны, она должна отвечать требованиям, изложенным в положениях Международного комитета по радиосвязи и радиовещания, государственным нормативным актам. С другой стороны, ее характеристики и параметры должны обеспечивать качественную и надежную связь.

Назначение и применение автомобильных радиостанций

Основными пользователями автомобильных раций являются:

1. Профессиональные водители автотранспортных средств, производящие дальние перевозки (дальнобойщики).

Им рация необходима для организации экстренной, оперативной и аварийной связи, независимой от геоположения, видимости базовых устройств мобильной сети, страны следования.

Видео — как выбрать автомобильную радиостанцию для дальнобойщиков:

Для дальнобойщиков определяющей характеристикой является дальность связи, которая зависит от чувствительности приемного канала и мощности передатчика. Кроме этого, важно, чтобы автомобильная радиостанция работала в максимально возможном диапазоне частот.

Общепринятая частота связи дальнобойщиков – 27 МГц, модуляция – амплитудная, 15 канал.

2. Водители служб такси .

Несмотря на то, что сейчас популярен заказ такси через мобильные приложения, некоторые службы такси продолжают использовать рации. Посредством автомобильной рации проще осуществлять связь с оператором, особенно, в режиме «конференция».

Оператор (либо диспетчер), получая заказ, оперативно по радиоканалу передает его всем водителям, находящимся на линии. От качества связи зависит скорость «перехвата» заказа, соответственно, заработок.

Для таксистов, работающих в городских условиях с высоким уровнем электромагнитных помех, важно, чтобы рация имела хорошее шумоподавление.

3. Курьерская служба .

В зависимости от решаемых задач для курьеров, выезжающих по городу или в пределах области, важно иметь максимальную дальность связи при минимальных помехах.

4. Автолюбители .

Приобретать автомобильную рацию в качестве очередного гаджета либо просто забавы не следует. В городских условиях эксплуатации автомобиля достаточно мобильных средств сотовой связи.

Рация может пригодиться, если водитель любит совместные путешествия на рыбалку, охоту, просто отдых на природе. В таком случае, установив рации на все автомобили, входящие в группу путешественников, можно организовать оперативную связь, не зависящую от операторов мобильной связи.

Видео — как выбрать место для установки антенны связи на автомобиле:

Рация может помочь и одиночному водителю в экстренном случае (авария, другие происшествия), если он выйдет на общедоступный канал.

Перед тем, как выбрать автомобильную радиостанцию, следует изучить их основные характеристики

1. Несущая частота .

На этой частоте происходит передача радиосигнала. Существует два стандарта частот.

СВ (средние волны) – приблизительно от 26 до 30 МегаГерц. Раньше все радиолюбители знали любительский канал радиосвязи 27 МГц, свободный для организации связи в свободном доступе. Он остался таковым поныне, его переименовали в гражданский, разрешение на пользование не требуется.

УКВ (VHF) ультракороткие волны находятся в диапазоне частот от 136 до 172 МГц. Для работы на этих частотах требуется разрешение и регистрация станции.

Для любого водителя важно, чтобы радиостанция имела возможность работать на частоте 27,135 МГц в режиме амплитудной модуляции (АМ), особенно, на 15 канале. Это «дальнобойная» гражданская частота. Например, Таис РМ-41 и РМ-43 не работают в амплитудной модуляции, только частотная (FM). Для дальнобойщиков они бесполезны.

Число каналов важно, прежде всего, таксистам, так как они могут со временем перейти к обслуживанию другим диспетчером, работающим на иной частоте. Чтобы не пришлось покупать другую рацию, лучше заранее предусмотреть, чтобы в ней было максимальное число каналов (до 200). К таким вариантам можно отнести MegaJet MJ-600 Plus, Alan 48 Plus, Midland 278.

Если такси эксплуатируется в небольшом городе, можно остановиться на вариантах MegaJet MJ-350 или Alan 100 Plus.

2. Сетка частот .

Иначе, через сколько килоГерц перескакивает частота при настройке канала. Российский стандарт – 10 кГц. Европейский стандарт – 5 кГц более точно настраивает на несущую частоту станции, уменьшая помехи.

3. Мощность передатчика .

От выходной мощности передающего тракта напрямую зависит дальность передачи. Есть стандарты выходной мощности 2, 4, 8 и более Ватт. В некоторых странах допускается максимальная мощность передатчика не более 5 Ватт, в России – паспортная мощность должна быть не более 10 Ватт. Из этой характеристики и следует исходить.

4. Шумоподавление (автоматическая или ручная регулировка уровня) .

От качества автоматического подавления помех (ASQ, спектральная) зависит «слышимость» передатчика в условиях радиопомех. Эта характеристика важна, прежде всего, для раций, работающих в городских условиях с постоянной сменой электромагнитной обстановки.

В случае ручной регулировки уровня шумоподавления SQL требуется постоянно подстраивать этот уровень, что отвлекает от дорожной обстановки.

5. Чувствительность приемника .

Она определяет дальность приема сигнала (в условиях отсутствия мощных радиопомех). Выбирать максимальную чувствительность для раций, эксплуатируемых в городских условиях, не нужно.

6. Функциональные параметры .

Здесь следует исходить из собственного понимания функциональности. Часто простенькая рация с сегментным индикатором номера канала, эргономичнее навороченной с большим ЖК-дисплеем. Следует учитывать, что органы управления водителя и так насыщены прочими индикаторами и переключателями.

7. Универсальность .

Есть переносные рации, в которых в качестве дополнительных опций предусмотрено подключение в автомобиль. Для этого предусмотрены дополнительные переходники. Не стоит приобретать такой вариант в автомобиль.

Автошумоподавитель адаптирован именно для применения в машине, а это важно.

8. Стоимость .

Не всегда следует руководствоваться тем, что дорогие устройства лучшего качества, более надежны и функциональны. Есть неплохие бюджетные варианты радиостанций.

9. Антенна .

Один из главных элементов рации. Чем выше она будет расположена относительно земли, тем больше будет дальность радиосвязи. Это утверждение относится к условиям слабых радиопомех.

Видео — что важнее, радиостанция или антенна:

В городских условиях эксплуатации устанавливать антенну «до небес» не следует. Ничего, кроме лишних помех, она не поймает.

Для автомобилей на трассе лучшими вариантами являются врезные антенны Alan 9 Plus, Optim CB-1200 и Optim CB-95. На небольшой авто лучше подходят антенны с магнитным основанием Optim 1С-100, Optim CB-82 MAG и MegaJet ML-145 MAG.

Краткий обзор популярных моделей автомобильных раций

MEGAJET MJ-555

Выходная мощность передатчика – 8 Вт.

Шаг сетки – 10 кГц.

Чувствительность приемника – 0,5 мкВ.

Потребляемый ток – 2,5 А.

Отношение сигнал/шум – 40 дБ.

Количество каналов – 240.

Стоимость – около 4.000 рублей.

Видео — обзор радиостанции MegaJet MJ-555:

OPTIM APPOLO

Удобная радиостанция с управлением на тангенте.

Дополнительные функции:

  • регулировка автошумоподавителя;
  • регулировка чувствительности;
  • автовключение.

Выходная мощность несущей– 4 Вт.

Максимальная чувствительность в АМ модуляции – 0,5 мкВ.

Максимальная мощность, отдаваемая в динамики – 2 Вт.

Максимальный потребляемый ток – 1,5 А.

Стоимость – около 5.000 рублей.

Видео — настройка радиостанция Optim Apollo:

MEGAJET MJ-600 Plus Turbo

Радиостанция с большим дисплеем.

Отличительные особенности:

  • автоматический ASQ;
  • количество каналов – 240;
  • большой дисплей.

Стоимость – около 6.000 рублей.

Видео — обзор автомобильной рации MegaJet MJ 650 Turbo:

ALAN 48 Plus

Особенности:

  • мощность высокочастотная – 4 Ватт;
  • число каналов – 400.

Стоимость – от 4.500 рублей.

Наверное сложно найти другую такую работу, в которой человек так подолгу находиться в одиночестве, как водитель-дальнобойщик. Одним из немногих средств для общения у него является мобильный телефон да рация. Хоть благодаря им, водитель может отвлечься от однообразия бесконечной дороги и скрасить свои поездки. Именно поэтому так много раций находится в продаже на любом рынке по всей стране.

Как правило, рация занимает в автомобиле почетное место возле второго друга дальнобойщика – магнитолы. Но она популярна не только у них. Водители маршруток, таксисты, охранники да и много просто обычных людей, любящих колесить по просторам нашей огромной страны, широко используют возможности общения по рации.

Чаще всего приходится ехать по совсем незнакомой местности, невиданным раньше дорогам, объездам. Все это будет проходить существенно легче, если заранее знать, где тебя поджидает плохая, разбитая дорога, где в кустах сидят бравые служаки ГИБДД, запланировавшие внеплановый рейд на дальнобойщиков, где начался ремонт дороги и стоит объехать это место сразу, чтобы не пришлось делать этого потом, теряя много времени и топлива. И обычно водители-дальнобойщики все это знают. Откуда же им все известно? Именно из общения по рации из другими водителями, уже прошедшими этим путем.

Какая частота у связи, используемой между дальнобойщиками?

Гражданский диапазон частот, которые используют водители дальних дорог, это CB – 27 МГц, или если быть более точным - 27, 135 МГц. Что касается канала связи между ними, то для этой цели применяется специальный 15 канал, сетки «С», который работает в режиме АМ. Если вы собираетесь совершить покупку рации и присоединиться к указанным каналам и частотам, то информацию о режиме работы канала дальнобойщиков нужно запомнить, ведь можно купить такое устройство, что работает только в FM режиме. А оно совсем не подходит для этой задачи.

Покупать ли к рации антенну?

На дальность распространения сигнала и его четкость и качество прямо влияет размер применяемой в ней антенны. Поэтому она просто необходима. Но не стоит перегибать палку и ставить на автомобиль уж слишком большую антенну, которая будет мешать проезжать под находящимися над дорогой объектами, задевая их.



top