Что такое сенсорная депривация, как она возникает. Сенсорная депривация-деградация личности или путь к самопознанию? Сенсорная депривация. Поиск Тишины

Что такое сенсорная депривация, как она возникает. Сенсорная депривация-деградация личности или путь к самопознанию? Сенсорная депривация. Поиск Тишины

Депривация – близкое по характеристикам к состояние. Возникает при длительной невозможности или ограниченности удовлетворения актуальных для личности . Состояние депривации относится к . Она способна создать необратимые психические изменения. Депривация отличается по формам, видам, проявлениям и последствиям.

Депривация часто скрывается или не осознается человеком, маскируется. Внешне и условия ее жизни могут выглядеть благополучными, но при этом внутри человека бушует , ощущается дискомфорт. Длительная депривация создает хроническое напряжение. Как результат – затяжной стресс.

Депривация похожа на фрустрацию, но между ними существуют 2 главных отличия:

  • депривация не так заметна самой личности, как фрустрация;
  • депривация возникает при длительном и полном лишении, фрустрация – реакция на конкретную неудачу, неудовлетворенную потребность.

Например, если у ребенка отнять любимую игрушку, но дать другую, то он испытает фрустрацию. А если совсем запретить играть, то это депривация.

Чаще всего речь идет о психологической депривации, например, при лишении любви, внимания, заботы, социальных контактов. Хотя и биологическая депривация встречается. Она может быть угрожающей физическому и психическому (ее самоактуализации, ) и неугрожающей. Последняя больше похожа на фрустрацию. Например, если ребенку не купят мороженое, то он испытает неугрожающую депривацию, а вот если он систематически будет голодать – угрожающую депривацию. Но если то же мороженое является для ребенка символом чего-либо, например, родительской любви, и он вдруг не получит его, то это вызовет серьезные личностные изменения.

Появление и выраженность депривации во многом зависят от индивидуально-личностных особенностей человека. Например, социальную изоляцию два человека могут воспринять и перенести по-разному, в зависимости от ценности общества для каждого и выраженности потребности в социальных контактах. Таким образом, депривация – субъективное состояние, не повторяющееся одинаково у разных людей.

Виды депривации

Депривацию рассматривают и классифицируют в зависимости от потребностей. Принято выделять следующие виды:

  1. Сенсорная депривация. Подразумевает такие условия развития ребенка или жизненные ситуации взрослого человека, в которых среда имеет ограниченный или чрезвычайно изменчивый набор внешних стимулов (звуки, свет, запахи и так далее).
  2. Когнитивная депривация. Среда имеет чрезмерно изменчивые или хаотичные внешние условия. Личность не успевает их усвоить, а значит, не может предугадывать события. Из-за недостатка, изменчивости и неадекватности поступающей информации у человека формируется ошибочное представление о внешнем мире. Нарушается понимание связей между вещами. Человек выстраивает ложные взаимосвязи, имеет ошибочные представления о причинах и следствиях.
  3. Эмоциональная депривация. Предполагает разрыв эмоциональной межличностной связи или интимно-личностного общения либо невозможность установки социальных близких взаимоотношений. В детском возрасте этот вид депривации отождествляют с материнской депривацией, под чем подразумевается холодность женщины в отношениях с ребенком. Это опасно психическими нарушениями.
  4. Социальная депривация, или депривация идентичности. Речь идет об ограниченных условиях для усвоения какой-либо роли, прохождения идентичности. Например, социальной депривации подвергаются пенсионеры, заключенные, ученики закрытых школ.
  5. Кроме того, встречается двигательная депривация (например, постельный режим вследствие травмы), образовательная, экономическая, этическая и другие варианты.

Это теория. На практике один вид депривации способен трансформироваться в другой, могут проявляться одновременно несколько видов, один вид может возникнуть как следствие предыдущего.

Депривации и их последствия

Сенсорная депривация

Одна из наиболее изученных форм. Например, давно подтверждены изменения в сознании летчиков, пребывающих в длительных полетах. Монотонность дней и одиночество угнетает.

Пожалуй, про сенсорную депривацию снято больше всего фильмов. История с одиноко выживающим на острове человеком почему-то очень любима сценаристами. Например, вспомним фильм «Изгой» с Томом Хэнксом в главной роли. Картина очень точно передает психологические изменения человека, оставшегося на длительный период в одиночестве и ограниченных условиях. Один друг-мячик чего стоит.

Более простой пример: каждый человек знает, как угнетает монотонная и одинаковая работа. Тот самый «день сурка», о котором многие любят говорить.

К основным последствиям сенсорной депривации относится:

  • изменение направленности и снижение возможности сосредоточения;
  • уход в мечты и фантазии;
  • потеря чувства времени, нарушенная ориентация во времени;
  • иллюзии, обманы восприятия, галлюцинации (в данном случае это вариант , помогающего сохранить психическое равновесие);
  • нервное беспокойство, чрезмерное возбуждение и двигательная активность;
  • соматические изменения (часто головные боли, ломота в мышцах, мушки в глазах);
  • бред и паранойя;
  • тревога и страхи;
  • другие личностные изменения.

Обобщенно можно обозначить 2 группы реакций: повышенная возбудимость на фоне общей подавленности, то есть острое реагирование на ситуации (в обычных условий те же события не вызывали такой бурной реакции) и снижение тяги к интересным ранее вещам, чрезмерно спокойное и апатичное реагирование. Возможен третий вариант реакций – изменение вкусовых предпочтений и эмоциональных отношений на противоположные (раздражает то, что нравилось).

Это что касается изменений в эмоциональной сфере, но нарушения из-за депривации касаются и когнитивной сферы:

  • Ухудшение и расстройства в области словесно-логического мышления, опосредованного запоминания, произвольного внимания и речи.
  • Нарушения в перцептивных процессах. Например, человек может утратить способность видеть в трехмерном пространстве. Ему может казаться, что стены движутся или сужаются. Человек ошибочно воспринимает цвета, формы, размеры.
  • Повышенная внушаемость.

Как мы понимаем, сенсорный голод может с легкостью возникнуть в повседневной жизни. Очень часто именно сенсорный голод путают с обычным голодом, недостаток впечатлений компенсируется едой. Переедание и ожирении – еще одно последствие сенсорной депривации.

Не все изменения носят строго отрицательный характер. Например, повышенное активное побуждает к креативности, что полезно в поиске путей выхода из сложной ситуации. Вспомним те же фильмы про выживающих на необитаемом острове. Да и в принципе любой выход проснувшегося творчества снизит риск психических расстройств.

У в силу врожденной потребности во внешних раздражителях сенсорная депривация вызовет большие нарушения, нежели у . Также люди с устойчивым типом психики проще переживут этот вид депривации. Людям с истероидными и демонстративными будет сложнее пережить сенсорную депривацию.

Знание индивидуально-личностных особенностей людей и предположения об их реакции на сенсорную депривацию важно для профессионального отбора. Так, работа в экспедициях или условиях полета, то есть сенсорной депривации, подойдет не всем.

Двигательная депривация

При длительной ограниченности в движениях (от 15 дней до 4 месяцев) наблюдается:

  • ипохондрия;
  • депрессия;
  • необоснованные страхи;
  • неустойчивые эмоциональные состояния.

Происходят и когнитивные изменения: снижается внимание, замедляется и нарушается речь, затрудняется запоминание. Человек становится ленив, избегает умственной деятельности.

Когнитивная депривация

Недостаток информации, ее хаотичность и неупорядоченность вызывают:

  • скуку;
  • неадекватные представления личности о мире и своих возможностях жизни в нем;
  • ошибочные выводы о событиях мира и окружающих людях;
  • невозможность продуктивно действовать.

Неведение (информационный голод) будит страхи и тревоги, мысли о невероятном и неприятном развитии событий в будущем или недоступном настоящем. Отмечаются признаки депрессии и нарушения сна, потеря бдительности, снижение работоспособности, ухудшение внимания. Не зря говорят, что нет ничего хуже неведения.

Эмоциональная депривация

Распознать эмоциональную депривацию сложнее других. Как минимум, потому что проявляться она может по-разному: кто-то испытывает страхи, страдает депрессией, замыкается в себе; другие компенсируют это чрезмерной общительностью и поверхностными отношениями.

Особенно остро последствия эмоциональной депривации заметны в детском возрасте. Возникает задержка когнитивного, эмоционального и социального развития. Во взрослости эмоциональная сфера общения (рукопожатия, объятия, улыбки, одобрение, восхищение, похвала, комплименты и так далее) нужна для психологического здоровья и равновесия.

Социальная депривация

Речь идет о полной изоляции личности или группы людей от общества. Возможны несколько вариантов социальной депривации:

  • Вынужденная изоляция. Ни сама личность (или группа людей), ни общество не хотели и не ждали этой изоляции. Она зависит только от объективных условий. Пример: крушение самолета или корабля.
  • Принудительная изоляция. Инициатором выступает общество. Пример: тюрьмы, армия, детские дома, военные лагеря.
  • Добровольная изоляция. Инициатором выступает личность или группа людей. Пример: отшельники.
  • Добровольно-принудительная изоляция. Личность сама ограничивает социальные контакты ради достижения поставленной цели. Пример: школа для одаренных детей, суворовское училище.

Последствия социальной депривации во многом зависят от возраста. У взрослых людей отмечаются такие последствия:

  • тревога;
  • страх;
  • депрессия;
  • психозы;
  • ощущение постороннего;
  • эмоциональное напряжение;
  • эйфория, похожая на эффект от приема наркотиков.

В целом последствия социальной депривации схожи с таковыми у сенсорной депривации. Однако последствия социальной депривации в группе (человек постепенно привыкает к одним и тем же лицам) несколько отличаются:

  • раздражительность;
  • несдержанность;
  • быстрая утомляемость, неадекватная оценка событий;
  • уход в себя;
  • конфликты;
  • неврозы;
  • депрессии и суицид.

На когнитивном уровне при социальной депривации отмечается ухудшение , замедление и нарушения речи, потеря цивилизованных привычек (манеры, нормы поведения, вкусы), ухудшение абстрактного мышления.

Социальную депривацию испытывают изгои и отшельники, мамы в декрете, старики, только что вышедшие на пенсию, работник в длительном больничном отпуске. Последствия социальной депривации индивидуальны, как и срок их сохранения после возвращения человека к привычным условиям жизни.

Экзистенциальная депривация

Связана с потребностью найти себя и свое место в мире, познать , разобраться в вопросах смерти и так далее. Соответственно, экзистенциальная депривация отличается по возрастам:

  • В подростковом возрасте экзистенциальная депривация возникает в ситуации, когда окружение не позволяет подростку реализовать потребность во взрослости.
  • Молодость обусловлена поиском профессии и созданием семьи. Одиночество и социальная изоляция – причины экзистенциальной депривации в этом случае.
  • В 30 лет важным является соответствие жизни внутренним планам и личности.
  • В 40 лет человек оценивает правильность своей жизни, самореализацию, исполненность личного предназначения.

Экзистенциональная депривация может наступить независимо от возраста, в силу личных причин:

  • смена социального статуса (в положительную или отрицательную сторону);
  • разрушение смыслов, невозможность достижения цели;
  • быстрая смена жизненных условий (тоска по прежнему порядку);
  • тоска из-за серого однообразия жизни (чрезмерная стабильность);
  • чувство утраты и грусти при достижении столь желанной цели после долгого и трудного пути (а что дальше делать, как жить без мечты).

Образовательная депривация

Речь идет не только о полной педагогической запущенности, но и об условиях обучения, не соответствующих индивидуально-личностным особенностям ребенка, невозможности полноценного раскрытия потенциала и самореализации. В результате теряется мотивация к обучению, падает интерес, возникает нежелание посещать занятия. Формируется отвращение к учебной деятельности в широком смысле слова.

В рамках образовательной депривации можно выделить эмоциональную (игнорирование потребностей и особенностей ребенка, пресечение индивидуальности) и когнитивную (формальная подача знаний).

Образовательная депривация часто переходит в культурную или служит ее предпосылкой. Культурная депривация берет начало в семье, где образование не имеет ценности.

Депривация в современном мире

Депривация бывает очевидной и скрытой. С первой формой все просто: физическая разлука, заключение в камере и так далее. Примером скрытой депривации является изоляция в толпе (одиночество в толпе) или эмоциональная холодность в отношениях (брак ради детей).

В современном мире от депривации не застрахован никто. Ту или иную ее форму и вид может спровоцировать экономическая и социальная нестабильность общества, информационная война или контроль информации. Депривация тем сильнее дает о себе знать, чем больше ожидания человека (уровень притязаний) расходятся с реальностью.

Безработица, бедность (во многом субъективный показатель), урбанизация могут негативно отражаться на психике людей. Очень часто начинающиеся депривации и состояние фрустрации компенсируются защитным механизмом – уходом от реальности. Потому так популярна виртуальная реальность, компьютеры.

Выученная беспомощность – еще одна болезнь современного общества. Своими корнями она тоже уходит в депривацию. Люди пассивны и во многом инфантильны, но для кого-то это единственный вариант сохранить равновесие в нестабильной обстановке или ограниченных возможностях. Пессимизм – еще одна реакция на длительную депривацию.

Преодоление депривации

Преодолевать депривацию можно разными путями: деструктивными и конструктивными, социальными и асоциальными. Например, популярен уход в религию, увлечение и психологией, освоение . Не менее популярен уход в мир интернета и фантазий, книг, фильмов.

При сознательном и профессиональном подходе коррекция депривации предполагает подробное изучение частного случая и создание антидепривационных условий. То есть, например, при сенсорной депривации насыщение среды событиями и впечатлениями. При когнитивной – поиск информации, ее усвоение, коррекция имеющихся образов и стереотипов. Эмоциональная депривация устраняется налаживанием общения с людьми, построением отношений.

Работа с депривациями требует строго индивидуального психотерапевтического подхода. Важен срок депривации, индивидуально-личностные особенности человека, его возраст, вид депривации и форма, внешние условия. Последствия одних деприваций поддаются коррекции проще, на исправление других уходит много времени или констатируется необратимость психических изменений.

Послесловие

К слову сказать, феномен депривации находится ближе, чем мы думаем, и она имеет не только отрицательную сторону. Ее умелое применение помогает познавать себя, добиваться состояния измененного сознания. Вспомните техники йоги, релаксации, медитации: закройте глаза, не двигайтесь, слушайте музыку. Все это элементы депривации. В малых и контролируемых дозах, при умелом использовании депривация позволяет улучшать психофизиологическое состояние.

Эта особенность используется в некоторых психотехниках. С помощью управления восприятием (можно проводить только под контролем психотерапевта) личности становятся доступны новые горизонты: , неизвестные ранее ресурсы, повышенные адаптивные способности.

Депривацией называют особое психическое состояние человека, возникающее при невозможности удовлетворить собственные жизненные потребности, которые могут быть абсолютно любыми (сон, прием пищи, двигательная и слуховая активность, общение с родителями и т.д.). О депривации также говорят, когда человек оказывается лишенным привычных благ. Данный термин употребляется в довольно широком спектре значений в различных науках, в том числе, и в психологии, а произошел он от латинского слова «deprivatio», что в переводе означает «лишение».

Причины

В научных кругах понятие получило более широкое распространение в начале 20 века. В то время активно проводились физиологические исследования, направленные на изучение функционирования человеческого организма в условиях лишения, например, пищевой или двигательной депривации. Для психологии основным результатом таких исследований стало то, что человек, лишенный возможностей удовлетворять собственные нужды, испытывает сильный психологический и физический дискомфорт.

Депривация сна составила отдельную область исследований. Опыты, проведенные на людях, доказали, что при недостаточном количестве сна или полном его отсутствии происходят некие изменения сознания, снижение воли, возникновение слуховых и зрительных галлюцинаций. Таким образом, депривация сна, также как и лишение организма пищи, является способом вызвать противоестественное состояние сознания человека, хотя в некоторых мистических практиках до сих пор существует ошибочное мнение, что подобные лишения – это путь к «очищению».

Не менее богатую историю имеет и так называемая сенсорная депривация, связанная с сокращением сенсорных стимулов, поступающих к органам чувств. Истории известны случаи, когда люди добровольно лишали себя зрения или заточали себя в пещерах, стремясь тем самым уйти от мира и обрести уединение. В действительности же, сознание, полностью лишенное внешней стимуляции, также подвергается изменениям: у человека в состоянии сенсорной депривации возникают неправдоподобные ощущения, которые можно идентифицировать как галлюцинации. Исследования в данной области проводятся с помощью специально построенных аппаратов. Так, существует особая камера, обустроенная шумоизоляцией. В нее помещается испытуемый, движения которого также сковываются. Как показали эксперименты, реакция людей на подобного рода изоляцию от внешних стимулов может быть очень разной, но практически никогда испытуемые не испытывали никаких приятных ощущений, а в последствии и вовсе отказывались от участия в аналогичных экспериментах, так как сенсорная и социальная депривация – это путь к деградации личности и мыслительных процессов.

В современной психологии о депривации говорят в несколько ином ключе. Данным термином обозначается нехватка социальных и сенсорных стимулов, способная привести торможение нормального интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Классификация

Если классифицировать понятие депривация, то она бывает абсолютная и относительная. Об абсолютной форме депривации речь идет тогда, когда индивид в силу каких-либо социальных или материальных факторов не способен удовлетворить свои насущные потребности в пище, жилье, получении образования и т.д. А вот понятие относительной депривации находится между вариантом нормы и патологией. По сути, в подобном состоянии человек не чувствует себя удовлетворенным имеющимися у него благами. Понятие относительной депривации во многом схоже с фрустрацией, однако фрустрация – это явление кратковременное.

На сегодняшний день ученые выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная (стимульная). Сенсорная депривация заключается в невозможности удовлетворить потребности во впечатлениях. Сюда относится зрительная, слуховая, осязательная, сексуальная и другие формы;
  • Когнитвная. По сути, это отсутствие у человека возможности эффективно и рационально познавать мир, сюда же входит культурная форма депривации;
  • Эмоциональная. В эту группу входит так называемая материнская депривация (родительская), а также любые другие типы лишений, связанные с ограничением возможности в установлении эмоциональных связей или их разрыв, к примеру, в случае смерти близкого человека. Патернальная форма депривации часто возникает тогда, когда ребенок воспитывается в неполной семье;
  • Социальная. Это понятие означает, что личность лишена возможности выполнять собственную социальную роль, вследствие социальной изоляции. Социальная депривация возникает у заключенных в тюрьмах, воспитанников детских домов и т.д.

Немного о каждом виде болезни

Сенсорная депривация может быть спровоцирована как некими экстремальными обстоятельствами, так и физическими недостатками человека. Отдельно рассматривается материнская депривация, способствующая психической и физической отсталостью в первые годы жизни детей по причине нехватки общения с матерью или другими взрослыми. Подобная сенсорная и эмоциональная депривация приводит к нарушениям развития психики и эмоциональному обеднению.

Социальная депривация возникает вследствие вынужденной, принудительной или добровольной изоляции. Однако границы данного типа лишений довольно широки, так как могут включать в себя, в том числе, и педагогический дефицит. В условиях вынужденной изоляции человек оказывается оторванным от привычного окружения не по своей воле, например, заблудившись в глухих лесах тайги и т.д. Принудительная изоляция подразумевает целенаправленное помещение индивида в закрытые группы (больницы, исправительные учреждения и т.д.). Встречаются и такие личности, которые выбирают для себя добровольную изоляцию, становясь отшельниками. Стоит подчеркнуть, что даже полная социальная изоляция не означает, что человек действительно чувствует себя несчастным вследствие фатальных лишений. Отдельные личности, отличающиеся стойкостью и зрелостью характера, переносят подобные условия относительно легко практически без негативных последствий для психики.

С точки зрения различных наук, определенный интерес представляет такое явление, как депривация сна. Недостаточное или отсутствующее удовлетворение потребностей во сне часто возникает тогда, когда на организм оказывают влияние такие факторы, как бессонница, различные психические нарушения, приводящие к расстройствам сна и т.д. Также существует теория, согласно которой депривация сна может быть использована в качестве весьма эффективного метода лечения депрессии. Ранее лишение человека сна использовалось в качестве способа пыток на допросах. В любом случае, следует понимать, что добровольная или принудительная депривация сна может привести к истощению организма и другим крайне негативным последствиям.

Сенсорная, эмоциональная, материнская депривация, как и остальные ее типы могут быть явными и скрытыми. Так, явные лишения можно наблюдать у всех заключенных в тюрьмах или воспитанников детских домов, а вот о скрытой депривации можно даже не догадываться, так как возникает она при внешне благоприятных обстоятельствах. Также один человек может испытывать на себе сразу несколько лишений.

Общие проявления

Несмотря на то, что существует немало различных типов депривации, все они имеют некоторые общие проявления:

  • повышенная тревожность;
  • обостренное чувство неудовлетворенности собой;
  • снижение жизненной активности;
  • частая смена настроения;
  • немотивированная агрессия и т.д.

Стоит также принимать во внимание, что эмоциональная депривация и любые другие ее формы могут иметь различную степень выраженности. Как правило, в большинстве случаев человеку удается однонаправленное ее воздействия с помощью удовлетворения своих прочих потребностей.

Возможные осложнения

Последствия, которые могут быть вызваны различного рода лишениями и ограничениями, довольно разнообразны. Сенсорная депривация нередко приводит к немотивированной агрессии, бессоннице, потере аппетита и, как следствие, истощению организма. Аналогичными последствиями чревата и депривация сна, и эмоциональная депривация, и прочие ее типы. В наиболее тяжелых случаях, когда человек вынужден находиться в жесткой изоляции, может сильно пострадать психическая сторона здоровья. Так, к примеру, заключенные одиночных камер, люди, находящиеся в неких экстремальных условиях, нередко страдают от истерических и бредовых расстройств, психозов, депрессии.

Практически всегда у человека, находящегося в условиях лишения, возникают всплески агрессии, которые могут распространяться на окружающих или же самого себя. Это может выражаться в попытках причинить себе вред, совершить суицид, а также в скрытой форм аутоагрессии, проявляющейся во вредных привычках, зависимостях, соматических заболеваниях (гипертонии, язвенной болезни т.д.). Люди с определенным складом характера могут пытаться причинить вред окружающим. Как правило, объектом агрессии становятся люди, обладающие тем, чего лишен больной.

Интересно, что социальная депривация и некоторые другие ее типы способны запустить в организме человека своеобразные защитные механизмы. Так, если индивид длительное время будет находиться в одиночестве, вполне вероятно, что он станет говорить сам с собой. Галлюцинации в таких ситуациях часто становятся способом компенсации сенсорной депривации.

Методы борьбы

Специфическое лечение рассматриваемого состояния пока не разработано. Если речь идет об относительной ее форме, то полностью избавиться от этого состояния и сопутствующих ему последствий можно, устранив главные причины. Как правило, устранить проблему помогает длительная работа с квалифицированным психотерапевтом или психологом.

Не хотел начинать с этого, но начну. Многие бывалые слушатели Бронникова на сегодняшний день упор делают на его личность, семью и взаимоотношения, обсуждают это и высказывают своё негативное мнение. У каждого человека есть плюсы и минусы и это нормально, но можно заметить 2 интересные особенности. Во-первых смешивать его личность и Знания, которые он сообщает. Во-вторых сравнивать то что он знает и то что он Использует на практике. Оказывается, если в первом пункте делать упор на Знания Системы, а во втором пункте делать упор на схему применения, то станет совершенно проще воспринимать многие вещи.

Также хотелось бы в рамках системы напомнить о 12 мировоззрениях, как раз я думаю будет кстати. Если выбрать какие либо системы эзотерических практик и брать только интерпретацию от них, то хотим-не хотим будет воспринимать очень однобоко и даже поверхностно. В своё время сам попался на подобную вещь и стараюсь за этим следить.

Странно, вот ещё что. Многие авторы, в том числе и Бронников, указывают список рекомендуемой литературы и в большинстве случаев никто не читал даже 10%. Я всего осилил за такое время 9 книг. Очень немного, скромно и как можно вообще что либо понимать со столь узким кругозором знаний и представлений, но всё же, главное желание и всегда найдутся те люди, с которыми тепло и непринуждённо можно обсудить самые абсурдные концепции. Однажды нам попалась прекрасная книга Оливера Сакса "Галлюцинации", а также прекрасная диссертация Елены Юрьевны из Хабаровска, которые заставили переосмыслить с других позиций тему видений образов.

В книгах доминирует научное мировоззрение и используются многие непривычные термины, но они достаточно определены и ясны.
Нас интересовала тема связанная со второй и третьей ступенью и мы хотели эту тему раскрыть для себя глубже, понять какие механизмы Подсознания обеспечивают роль формирования внутреннего изображения и какие механизмы Сверхсознания участвуют в этом процессе.

Вкратце основные интересные моменты:
Большинство слепых не от рождения видят яркие образы и бывает не просто образы, а галлюцинации, те самые которые подменяют реальность на 100%, но этого скрывают и не говорят. Описан знаменитый синдром Шарля Бонне.
Эксперимент со зрительной депривацией, на этом моменте я и остановлюсь по подробнее.
Суть элементарная - прекратить пользоваться зрением в течение 3 дне, этого времени будет достаточно чтобы у человека появились зрительные галлюцинации.

Главное теперь пересечь терминологию. Галлюцинации термин имеет негативный окрас и употребляется для постановки негативных врачебных диагнозов, чаще всего сопутствует шизофрении. Нас интересует не проблемы сознания, нас интересует в этой теме уникальные свойства галлюцинаций:
1. Реалистичность или предметность. Наше восприятие стало обманутым иллюзорным миром и мы стали путаться в реальности.
Это возникает, когда фантомные чувства доминируют над врождёнными. Чаще всего это свойство вызывает страх.
2. Спонтанность. Галлюцинаторный сюжет включился спонтанно и опять начал пугать своей несвоевременностью.
3. Уникальность. Большинство картин всё же повторяются, но детали всегда разные, где-то происходит неистовое бурление сценария за ширмой.
4. Восприимчивость. Человек, чаще всего на всю свою жизнь запоминает что с ним происходило и как, в памяти сохраняется буквально всё.

По сути всё выше перечисленное относится, строго говоря, к теории виртуального сюжета по второй ступени. Если пересечь каждое свойство в отдельности, кроме спонтанности.

И теперь главный вопрос был, почему галлюцинации остаются галлюцинациями, а виртуальный сюжет - сюжетом. Тысячи сообщений по этому поводу в разных группах, но только звучал он иначе: "Почему я не вижу ярко картинки, почему они пропадают и т.д.". Все эти вопросы шли относительно первого свойства. Первое свойство вообще пользуется огромной популярностью у пользователей, я сам охотник за натуральностью, пусть она и иллюзорна. Мы же пока говорим в рамках 2 ступени.

Принципиальная схема выглядит так. С одной стороны весов виртуальность, с другой реальность или другими словами нематериальное пространство и материальное. Если мы спим по 8 часов в среднем, то чистой виртуальности у нас ровно 8 часов, а 16 - реальности. Реальность материального пространства мы воспринимаем органами чувств физического тела и это занимает большую часть нашего суточного времени, а реальность нематериального пространства мы воспринимаем фантомными органами чувств.
Чаще всего получается, что мы во сне не проявлены и мало чего помним когда просыпаемся с этим многие давно смирились и это поместилось в категорию "жизненная норма". Действительно, а что поделать. По этой логике многие учения, практики стали пользоваться "умышленным засыпанием", закрывая глаза. Ведь действительно всё просто, закрыл глаза и через 5-10 минут возникает лёгкое погружение в пространство сна. Проявляется торможение речи, медленность физического тела и т.д, а главное начинают появляться картинки, звуки, всё очень слабое, словно мозг нас защищает, потому что одновременно приходят сигналы на врождённые чувства, кто-то с нами разговаривает, шелесты, шумы, мы всё равно остаёмся присутствовать здесь, оринтированным сознанием на материальное пространство, для нас оно роднее и безопаснее. Вот так вот заведено и ведь действительно изменить этот порядок сложно.
Но борьба человека, может быть радикальной. Некоторые в борьбе одевают очки, которые переворачивают изображение и мозг как-то адаптировался, кто-то привязывает грузики к ногам, чтобы потом практически взлетать...
Судя по всему что существует в борьбе за качественное видения сна, в бодрствующем состоянии - это не давать мозгу зрительного восприятия. Выходит он из этого положения крайне интересно, он рисует сам, ту зрительную реальность, которую может.

Мне кажется крайне много слов вышло, донося короткую мысль, но я хотел бы собрать данные у людей, которые мне близки, которые не постесняются написать детали своего сюжета и не поленятся.

Ребята и девчата у кого есть социальная возможность, попробуйте на 3 дня изолировать зрительную функцию, всё что у вас получится опишите пожалуйста в комментариях.
Также, если есть какие либо вопросы относительно тематики, также пишите, я рад обсудить.

ВВЕДЕНИЕ

Измененные состояния сознания (altered states of consciousness) возникают при воздействии наличность человека, пребывающего в обычном состоянии сознания, различных факторов: стрессовых, аффектогенных ситуациий; сенсорной депривации или длительной изоляции; интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.); гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания; острых невротических и психотических заболеваний; когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации (например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, т. е. парадоксальных изречений, используемых буддизмом), парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в "логике ИСС"; в гипнозе и медитации и др.

В исследованиях сознания в зарубежной (американской, английской и канадской) психологии большое внимание уделяется теме измененных состояний сознания (ИСС). При этом попытки классификации и упорядочения многообразной феноменологии этих состояний ориентируются преимущественно на способ их продуцирования. Одним из таких способов считается сенсорная депривация (sensory deprivation - SD). Зарубежные коллеги трактуют SD как крайне выраженную степень редукции стимуляции, поступающей на органы чувств. В настоящей работе термином SD будут обозначаться различные -- от весьма высоких до незначительных -- степени упомянутой редукции. Это позволит нам более широко сопоставить данные зарубежных ученых с данными отечественных исследователей, изучавших особенности психической деятельности человека в условиях монотонии, социальной изоляции, полной тишины, иммобилизации, общего снижения афферентации, ограничения информации и т.д.

Актуальность исследования: общепринятого определения ИСС на сегодняшний день нет. Это связано с тем, что ни в отечественной, ни в зарубежной психологии данная проблема не получила достаточной теоретической разработки. Следовательно, данная тема актуальна.

Цель исследования: изучить психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации.

Задачи исследования:

· Дать общую характеристику сенсорной депривации;

· Рассмотреть изменение времени;

· Рассмотреть расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления;

· Рассмотреть особенности эмоционального реагирования;

· Рассмотреть трансформацию смысловых систем.

Предмет исследования: психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации.

Объект исследования: измененные состояния сознания.

Метод исследования: теоретический анализ литературы.

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Общая характеристика сенсорной депривации

ДЕПРИВАЦИЯ СЕНСОРНАЯ, СНИЖЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (sensory deprivation) - состояние, характеризующееся значительным снижением восприятия поступающей сенсорной информации. Длительная сенсорная депривация может нанести значительный вред здоровью человека, так как состояние и нормальное функционирование его организма в значительной мере зависят от постоянной реакции на окружающие раздражители. Основными входными сенсорными каналами, по которым в организм человека поступает различная информация, являются органы чувств. Если эти каналы оказываются блокированными, то человек утрачивает ощущение реальности, перестает ощущать себя во времени и пространстве, у него возникают различные галлюцинации, странные мысли, а иногда и проявления дисфункции нервной системы. Даже незначительная сенсорная депривация, возникающая у ребенка в раннем детстве, может иметь серьезные последствия в будущем. Если на несколько месяцев закрыть младенцу один глаз, то этот глаз не будет видеть на протяжении всей жизни человека. Ранняя депривация нормального слуха может привести к сильной задержке интеллектуального развития и значительно затруднить обучение ребенка. Депривация нормального контакта и стимулов, которые возникают между матерью и ребенком, может привести к серьезным отклонениям в развитии личности в более старшем возрасте.

Невозможность осуществления адекватного виду животного импринтинга, приводит к ранней сенсорной депривации (депривация - лишение, отсутствие чего-либо), вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов.

Принято различать три вида условий содержания животных. Обедненные условия содержания (обедненная среда) - когда сенсорные воздействия внешней среды или контакты с особями своего вида ограничены (содержание в условиях замкнутой территории с ограниченным притоком новых раздражителей). Нормальными или обычными условиями содержания (нормальная среда), называют условия, максимально соответствующие экологическим особенностям вида или тем условиям, где животным предстоит существовать. Под обогащенными условиями содержания (обогащенная среда), подразумевают дополнительное наличие контактов с особями своего и других видов, различных игровых предметов, регулярную смену мест прогулок, проведение игровых и специальных занятий.

Под "синдромом питомника" понимают целый комплекс качеств, присущих собакам родившимся и выращенным в условиях питомника - повышенная настороженность, трусливость, резко выраженная ориентировочная реакция к новым и сложным раздражителям. Но сейчас и многие владельцы откладывают начало прогулок своего щенка до того времени пока не будут сделаны все прививки, срок которых определяется не только возрастом, но и сменой зубов, а то и купированием ушей. В результате щенка зачастую впервые выводят на улицу в возрасте 5-7 месяцев.

Во время продленного квартирного содержания, во-первых, ограничивается двигательная активность щенка, что приводит к гиподинамии, а следовательно к ослаблению защитных сил организма и экстерьерным нарушениям; во-вторых, происходит социальная изоляция, которая в будущем скажется на общее с себе подобными; а, в-третьих, организм испытывает ту самую сенсорную депривацию.

Морфологические изменения центральной нервной системы, которые выражаются в уменьшении объема серого вещества мозга по сравнению с животными, содержащимися в обычных условиях (у животных, выращенных в обогащенной среде, отмечается увеличение тела нервных клеток, количества дендритных шипиков и синапсов, новых отростков аксонов и увеличение диаметра капилляров мозга);

Торможение формирования (созревания) анализаторов, что в дальнейшем приводит к ухудшению научения с их использованием;

Способствует сохранению рефлекса настороженности, характерного для молодых животных, (если этот рефлекс не угашается в раннем детстве, он может сохраниться на всю жизнь);

Приводит к замедлению угасания ориентировочно-исследовательского поведения и привыкания к новой обстановке;

Вызывает ухудшение сенсорно-моторной координации животных, что в дальнейшем выражается в трудности освоения двигательных навыков;

Вызывает активацию нервных образований отрицательного подкрепления, в результате чего животные стремятся исключить возможность получения отрицательного подкрепления даже за счет отказа от получения положительного;

Снижает стрессоустойчивость и ухудшает состояние конституционального (естественного) иммунитета.

Комплексное негативное влияние ранней сенсорной депривации в итоге отрицательно сказывается на процессе более совершенных форм научения. Так, например, выращивание щенков в условиях социальной депривации (изолированно) до 9-12 месяцев вызывает у них значительные отклонения в пищедобывающей, ориентировочно-исследовательской, агрессивно-оборонительной, половой и социальной формах деятельности. В то же время, несложные занятия с собакой (тренировка торможения) на 4-6-й; 8-10-й и 16-18-й неделях жизни показали, что в будущем лучше обучаются те животные, у которых тренировку начинали в более ранний период.

В последние годы часто приходится корректировать поведение собак неуверенно или трусливо ведущих себя в обычных городских условиях, боящихся новых мест и громких звуков. Физиологической основой такого поведения является то, что по мере анатомического и функционального созревания анализаторов определяется не только порог их чувствительности и адаптационные возможности, но и складываются сложнейшие механизмы восприятия и узнавания раздражителей. Замечено, что выраженность реакции животного на раздражитель зависит от степени новизны, силы и отчасти от неожиданности раздражителя. Считают, что степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам: а) частоте появления похожих раздражителей; б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей); в) степени сходства раздражителей.

Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующих раздражитель отличается от ожидаемого животного. Повторение же раздражителей приводит к снижению степени новизны и угашению ориентировочной реакции.

Известно, что животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания - нежелание животного находиться в данной обстановке, неповиновение, побег.

Чувствовать себя одиноким можно и в толпе, и на работе, и в семье, и даже наедине с любимым… Это чувство зависит не от окружения, не от количества друзей или недругов, а прежде всего от структуры личности. Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере так называемых интроверта и экстраверта. Конечно, это довольно упрощенная шкала, но в принципе можно сказать так: интроверт - это вещь в себе, он обращен внутрь собственной личности, а экстраверт постоянно стремится быть на людях (для таких, как говорят, на миру и смерть красна). Так вот. Одиночество в толпе на самом деле возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит довольно поверхностное знакомство. Именно экстраверт чаще разговаривает с незнакомыми людьми в транспорте, именно экстраверту проще всего познакомиться на улице - потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди - от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор - достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!

А вот интроверту важно иметь одного-двух "верных друзей", желательно таких же по характеру, как он. У таких "приятелей" сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) - и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает - им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить - а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга - а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.

Но как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Все мы в той или иной степени "смешанные". Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз да ощущали свое одиночество…

Но одиночество - не всегда зло. Есть ситуации, когда людям (одним реже, другим чаще) просто необходимо побыть наедине с собой. И о проблеме одиночества можно говорить тогда, когда это состояние затягивается вопреки вашему желанию - иными словами, когда от одиночества человек начинает страдать. В психологии есть понятие "сенсорная депривация" (или эмоционально-информационный голод). Если человек лишен необходимого ему по структуре личности количества общения, необходимых жизненных впечатлений, у него могут возникнуть проблемы и психологического, и психиатрического, и соматического характера. Все потому, что он самым натуральным образом голодает по общению, по информации.

И страдание от одиночества - не что иное, как проявление сенсорной депривации в том или ином виде (проще говоря - нехватка того или иного вида информации или впечатлений). Каких угодно - зрительных, вербальных (словесных) и даже тактильных (прикосновений). И здесь мы подошли к ответу на вопрос, как избавиться от одиночества: вначале следует точно определить, КАКОЙ именно информации, КАКИХ именно впечатлений вам не хватает, и именно этот недостаток восполнять. Именно поэтому бесполезно одинокому человеку советовать пойти в какой-нибудь клуб или завести новую подружку. Важно правильно определить и удовлетворить именно тот канал сенсорной депривации, по которому ощущается нехватка впечатлений - потому что действие в неверном направлении может еще усилить неприятные чувства и привести к еще более плачевным последствиям.

Бывает, что сам человек не в состоянии с ходу определить, чего именно в жизни ему не хватает. Вот самый распространенный пример: жалоба на одиночество, обусловленная отсутствием сексуального партнера (причем неважно, от мужчины она исходит или от женщины). Вроде бы можно подумать, что человеку нужно удовлетворить свои физиологические потребности. А если копнуть глубже - поиск сексуального партнера может быть обусловлен и недостатком обычных прикосновений, и потребностью в чувстве защищенности, и страхом спать одному, и жаждой ярких любовных эмоций - но только не сексом в его физиологическом смысле. Скажем, часто мужчина, которому требуются тактильные впечатления (таких в детстве, как говорят, "мама недотискала"), тащит в постель чуть ли не каждую встречную даму, слывет донжуаном и распутником - а ему всего-то нужны ласки и объятия (кстати, с сексуальной функцией при этом у него могут возникнуть проблемы - только потому что секс в чистом виде ему не так уж и нужен). В итоге дамы начинают от него шарахаться - мол, распутник, да еще и любовник неважный… В результате мужчина начинает комплексовать, а избавления от одиночества ему его бурная личная жизнь, естественно, не приносит.

Вообще, когда человек ищет совсем не то, чего ему не хватает, пытается заполнить в жизни совсем не ту нишу - неудивительно, что его поиски не дают ему желаемого результата. И чувство одиночества становится еще сильнее. А всего-то нужно - пойти по верному пути и найти адекватные способы решения "проблемы одиночества". Скажем, если у вас тактильный голод - можно, к примеру, устроиться в кружок танцев или пройти курсы массажа (где курсанты практически в обязательном порядке практикуются друг на друге). Чувство безопасности можно приобрести, установив надежную дверь и решетки на окна, а еще лучше - завести собаку. Если вам не хватает ярких, сильных переживаний - может быть, просто нужно почаще ходить в театр или кино (не смотреть видеокассету или спектакль по телевизору, а наблюдать за действием именно вместе с другими - так ваши переживания станут еще ярче). Но это только примерные рекомендации: каждый отдельный случай нужно разбирать подробнее.

Лучше не запускать состояние сенсорной депривации, не усугублять чувство одиночества. Ведь в запущенном состоянии любая проблема решается сложнее. У человека начинает проявляться деструкция поведения, ухудшается способность к установлению межличностных связей (иными словами, он становится абсолютно неконтактным и приобретает тяжелый характер). У людей, страдающих от сенсорной депривации, часто возникают проблемы в бизнесе только потому, что он с деловым партнером говорит о чем угодно, только не о деле. Бизнесмены, которые заключают сделку в ресторане в сопровождении спиртного, как правило, оба испытывают трудности в общении - как говорится, встретились два одиночества. Они, если не выпьют, вообще не смогут ни о чем говорить… Кстати, нередко люди вообще начинают пить, чтобы "залить" свое чувство одиночества. Или влиться на правах равного в какую-нибудь теплую пьяную компашку.

Поэтому важно правильно определить, если хотите, ОТ КАКОГО ИМЕННО ОДИНОЧЕСТВА, от дефицита каких впечатлений вам нужно избавиться. И неверно думать, что лучшее спасение от одиночества - знакомиться на улице или ходить в дискотеку. Более того, прежде чем обзаводиться любыми новыми знакомствами, важно утолить существующий "психологический голод" - иначе все прочее общение будет этому голоду подчинено.

Проблемы социальной изоляции и сенсорной депривации имеют очень большое значение в связи с их ролью в развитии психических расстройств, вплоть до суицидальных. Целью настоящего исследования явилось изучение влияния сенсорной депривации и социальной изоляции на психику здоровых взрослых и детей. В соответствии с поставленной целью нами был произведен анализ литературы по этой проблеме за период с 1960 по 1989 гг., а также случаи из практики (собственные наблюдения автора). В результате анализа литературных данных было выявлено, что последствия сенсорной депрвацией и социальной изоляции могут быть самыми разными: от нарушения формирования личности до глубоких психотических расстройств. Сенсорная депривация в детском возрасте замедляет становление нервно - психических функций: мышления, эмоцианально - волевой сферы (Кузнецов О. Н., 1964). При длительной географической изоляции в условиях замкнутых малых групп (моряки длительного плавания, космонавты) возникают эмоциональные нарушения за счет однообразия сенсорных и эмоциональных раздражителей (Bombart A., 1960; Richards M., 1989). В условиях полной изоляции (спелеологи, полярники и яхтсмены - одиночки, заключенные одиночных камер) возникают расстройства различной степени выраженности: от компенсаторных реактивных расстройств психики (иллюзии, галлюцинации и другие) до глубоких пролонгированных психотических расстройств (галлюцинозов, психозов, суицидов) (Mayer М. I., 1984). Подобные состояния в экспериментальных условиях искусственной сенсорной депривации описаны и у здоровых людей. В одиночных сурдокамерах у космонавтов также были выявлены компенсаторные расстройства восприятия, отмечены бредовые идеи, феномен "клаустроксенофобии" (Лебедев В. И., 1976). Особый интерес представляет социальная изоляция и её самодеструктивные последствия - алкоголизация, наркотизация, суициды (Mayer M. I., 1984). Таким образом, как сенсорная депривация, так и социальная изоляции оказывают существенное влияние на психическое развитие и функционирование индивидуума.

«Чудо заключается в том, что вселенная создала частицу себя с целью изучения всего остального в ней, и что эта частица, изучая саму себя, находит всю остальную вселенную в недрах собственного естества», - так заканчивает свою книгу "Центр циклона" американский невролог Джон Лилли. В 1954 году Лилли изобрел изоляционную кабину – приспособление, сводящее к минимуму мышечную активность и влияние на мозг человека внешних раздражителей – звуковых, температурных и прочих. Экспериментируя над собой в невесомости наполненной водой кабины, Лилли пытался изучать особенности мозговой деятельности.

Понижая чувствительность к внешнему миру с помощью изоляционной кабины, Лилли, а за ним и многие другие ученые изучали мозговую активность в промежуточном состоянии между сном и бодрствованием. (Правда, Лилли к этим экспериментам подключал еще и наркотик LSD, однако до сих пор не ясно, насколько эффективно было его применение). Официально этот препарат запрещен даже в либеральных Нидерландах, а вот изоляционные кабины как способ релаксации и медитации, наоборот, все более популярны среди хронически усталых молодых яппи. Согласно результатам недавнего исследования, из-за переутомления на работе ежегодно вынуждены брать больничный сотни тысяч голландцев. Возможно, поэтому по всей стране открываются новые коммерческие центры, предлагающие поплавать в изоляционных кабинах.

Рассказывает директор центра CEEZ FLOAT в городе Лейден Джон Хендрикс:

Средняя температура кожи человека – 35-35,5 градусов. Температура воды постоянно поддерживается на этом уровне. Форма кабины такова, что воздух сохраняет аналогичную температуру. Полежав так в темноте минут десять, человек перестает чувствовать воду и воздух вокруг. Ему начинает казаться, что он парит в вакууме.

Люди реагируют по-разному. Многие возвращаются в приемную с отсутствующим выражением на лице, забывают куртки, приходится догонять их потом. В общем, все расслабляются. Приходила женщина с болями в суставах. После первой же процедуры она сказала, что помогает больше, чем визит к физиотерапевту. В основном, мы проводим процедуры по 45 минут: это минимальное время, за которое можно достичь эффекта полного расслабления. Но вот, например, одна наша клиентка всегда приходит раз в месяц и лежит по полтора часа. Ей очень нравится – ни детей, ни телефона. Хорошо!

В изоляционной кабине человек лежит на поверхности воды. Отсюда второе название этого устройства – «флоут-кабина» (от английского float – «поплавок»). Джон Лилли в 50-е годы использовал сложную маску, чтобы дышать под водой. В современных флоут-кабинах на 800 литров воды используется 500 килограммов сернокислого магния, то есть соли. В условиях ослабленной гравитации мышцы расслабляются, в крови понижается адреналин, уходят чувства страха, тревоги, повышается концентрация на собственном дыхании – общепринятая медитативная практика. Исследование психологов Эразмусского университета в Роттердаме, доказало, что в качестве метода снятия стресса пребывание в изоляционной кабине в два раза эффективнее занятий йогой. Состояние мозга человека в кабине сравнимо с состоянием в фазе глубокого сна. Это позволило целому ряду ученых придти к выводу, что регулярное использование изоляционной кабины позволяет уменьшить количество часов, необходимое для полноценного ночного сна. Джон Хендрикс продолжает:

Самое трудное для начинающего – не бояться полностью расслабиться в кабине. Тело расслабляется сразу, а вот голова – тяжелая, нужно дать ей погрузиться в воду по уши. Многие люди поначалу этого боятся, потому что тогда соленая вода близко подходит к глазам. Действительно, по окончании процедуры на лице остается кольцо из соли, но его легко смыть тут же под душем.

Во-первых, вода в кабине такая соленая, что в ней никакие бактерии не выживут. У нас есть специальное заключение, в котором говорится, что вероятность отсутствия бактерий в такой воде 99,9 %. Это как в Мертвом море. Во-вторых, после каждого посетителя вода прогоняется через специальную очистительную систему в течении 20 минут. Кстати, алкоголь очень не советуем перед процедурой употреблять.

Стоит такая убойная релаксация недешево, в среднем по стране 40 евро за сеанс. Но зато потом любые неприятности кажутся мелочами, даже голландский климат.



top